Организация педагогической работы в детском санатории
H. M. Дмитриева и В. А. Лебедева. «Детский санаторий»
Изд-во «Медгиз», М., 1958 г. Приведено с сокращениями
Как уже указывалась, основная цель педагогических мероприятий заключается в повышении эмоционального и психического тонуса больных детей, находящихся в санатории. Поэтому педагогическая работа в детском санатории является подлинно лечебным фактором, одним из обязательных звеньев в общем комплексе санаторного лечения. Можно с уверенностью сказать, что успешное лечение ребенка в санатории может осуществляться только на базе хорошо поставленной педагогической работы.
Таким образом, педагог детского санатория является непосредственным и активным помощником врача в лечении детей. Задача врача и педагога едина — создать ребенку в санатории условия жизни, наиболее благоприятные для того, чтобы укрепить его организм, повысить его сопротивляемость и тем помочь преодолеть болезнь, а также обеспечить соответствующее его возрасту умственное развитие.
Коллектив педагогов санатория должен создать детям, даже на фоне самого строгого санаторного режима, содержательную и интересную жизнь, обогатить детей новыми знаниями и навыками, научить их петь, играть, вышивать, лепить, конструировать и т. д., вносить разнообразие в их быт, устраивая праздники, самодеятельные выступления, встречи со знатными людьми и пр. Осуществление стоящих перед педагогическим коллективом санатория ответственных задач может быть достигнуто лишь при условии, что нагрузка на каждого педагога не чрезмерна и педагог по своей квалификации отвечает предъявляемым ему требованиям.
Утвержденные Министерством здравоохранения штатные нормативы для педагогов детских санаториев дают полную возможность обеспечить должную постановку педагогической работы. Штаты педагогов-воспитателей в санаториях для детей школьного и дошкольного возраста устанавливаются из расчета по 2 должности на 25 детей, а в психоневрологических санаториях — на 15 детей. Таким образом, в каждой группе детей обеспечивается работа педагога-воспитателя в течение 10 часов в день (рабочий день педагога-воспитателя — 5 часов).
Кроме педагогов-воспитателей, в штат выключаются: педагог-воспитатель по музыке (0,5 должности в санатории на 50—125 детей или одна должность при большем числе коек); в санаториях и отделениях для детей школьного возраста — инструктор по труду (из расчета 0,5 должности на 50 детей) и пионервожатый в санаториях на 100 и более человек. Для руководства работой педагогического коллектива в штатах санаториев на 100 коек и больше имеется должность заведующего педагогической частью (в санаториях с меньшим числом мест эти обязанности возлагаются на старшего педагога-воспитателя).
Для обеспечения качественной стороны педагогической работы в 1951 г. Министерство здравоохранения указало, что должности педагогов-воспитателей детских санаториев могут занимать исключительно лица, имеющие специальное педагогическое образование (не ниже педагогического училища).
Надо сказать, что в силу специфичности педагогической работы в условиях детского санатория далеко не каждый педагог, имеющий опыт работы в массовой шкале или в детском саду, может сразу успешно работать с больными детьми. Все педагогические мероприятия в санатории строятся в соответствии с установленным режимом дня при обеспечении чередования активной деятельности и отдыха детей. Но в одном и том же отделении могут находиться дети, которые в силу состояния здоровья должны соблюдать разный режим.
Педагог должен обеспечить выполнение каждым ребенком назначенного ему режима. Подход к каждому больному должен быть индивидуальным с учетом его характера, интересов и тех особенностей в поведении и настроении, которые зависят от заболевания. А для этого педагог должен уметь установить контакт с детьми своей группы, научить их характер, ознакомиться с их душевной жизнью, стать их другом и советчиком. Тогда он сможет помочь ребенку перенести подчас трудный (особенно третий) режим, боль и неприятные медицинские процедуры, необходимые по ходу лечения. Чем тяжелее заболевания детей, находящихся в отделении, тем более необходима с ними серьезная вдумчивая работа опытного педагога. Педагогическая работа в условиях санатория настолько тесно переплетается с медицинской, что не всегда возможно четко их разграничить. Она строится в самой тесной связи с лечащими врачами и под их повседневным пристальным контролем.
Каждое мероприятие — уроки, кружковые занятия, подготовка к праздникам и вечерам самодеятельности, показ кинокартин и т. п. — строго регламентируется врачом как в отношении детей всего отделения, так и в отношении каждого ребенка в отдельности, в зависимости от состояния его здоровья. Правильно организовать свою работу и отношение к детям педагог может только в том случае, если он имеет ясное представление о тех заболеваниях, с которыми дети находятся в данном санатории, о тех лечебных мероприятиях, которые должны быть применены для их выздоровления.
Педагог должен быть знаком с анатомо-физиологическими особенностями здоровых детей того возраста, с которыми он работает, и теми отклонениями, которые имеют место при данном заболевании; иметь сведения из области психологии и психиатрии, которые дадут ему возможность широко проводить в повседневной работе психотерапию. Он должен уметь наблюдать и анализировать поведение и настроение больного ребенка, а также его жалобы. Эти наблюдения оказывают существенную помощь лечащему врачу, давая ему возможность судить об изменении реактивности ребенка и соответственно с этим координировать лечебные мероприятия.
Педагогическая работа в санаториях различного медицинского профиля имеет свои особенности. Поэтому в каждом санатории она должна строиться не только на основе общих принципов гигиены детского возраста, но и с учетом течения в лечения данного заболевания. Возьмем, например, санатории для детей с последствиями полиомиелита. Основная задача педагога в таком санатории состоит в том, чтобы заставить ребенка-калеку изжить ощущение своей неполноценности и поверить в то, что он сможет стать полезным родине.
Руководящей нитью в работе педагога в таком санатории является выдвинутое проф. Г. И. Турнером положение о том, что физическая ортопедия недостаточна — необходимо ее сочетание с ортопедией личности калечного ребенка. Только уничтожив у него чувство неполноценности, можно уничтожить и те тяжелые особенности характера, которые часто наблюдаются у этих детей: замкнутость, обидчивость, мнительность, раздражительность. Работая в таком санатории, педагог должен принимать совместно с медицинским персоналом участие в развитии у ребенка различных двигательных умений, в обучении его ходьбе.
Крайне своеобразна и трудна организация педагогической работы в санаториях для детей-психоневротиков, где проводится ряд специальных мероприятий, направленных на восстановление нормальной психической деятельности ребенка. Здесь педагогический процесс становится в полном смысле лечебным процессом и роль педагога равноценна роли врача.
Возможность излечивать детей, заболевших туберкулезным менингитом, вызвала необходимость развернуть ряд санаториев для детей-реконвалесцентов после этого тяжелого заболевания. У большинства из этих детей после выздоровления еще более или менее долго отмечается неуживчивость, упрямство, повышенная раздражительность, негативизм. Дети с трудом сосредоточиваются, быстро утомляются. При переутомлении они начинают страдать головными болями, бессонницей.
Работающий в таком санатории педагог должен понимать, что все эти особенности поведения и характера являются следствием перенесенного менингита и от них ребенок может избавиться лишь постепенно, по мере общего восстановления своего здоровья. Правильный педагогический подход в значительной мере может содействовать достижению этой цели. В санатории этого профиля большие трудности представляет и проведение режима, который должен быть максимально индивидуализированным и динамичным, обеспечивать постепенный переход от крайне щадящего режима до тренирующего.
В санатории для детей, страдающих ревматизмом, педагогу необходимо учитывать состояние сердечно-сосудистой системы, степень поражения сердца, активность ревматического процесса. Все сказанное делает понятным, насколько сложна работа педагога с больным ребенком и как хорошо педагог должен быть подготовлен к ней.
Надо сказать, что большое значение имеют и личные качества педагога — его умение завоевать авторитет и доверие больных детей, умение сплотить детский коллектив и поддерживать в нем дисциплину, быть очень мягким и ласковым и одновременно настойчивым и требовательным; его способность вселить в больного ребенка бодрость, веру в выздоровление и заставить его сознательно выполнять все, что может способствовать быстрейшему выздоровлению. Чем опытнее и талантливее педагог, тем больше методов и форм он найдет для осуществления стоящей перед ним трудной задачи воспитания больного ребенка. Поэтому на работу в санатории следует привлекать наиболее квалифицированных педагогов.
Учитывая особенности и трудности работы в детских санаториях, всем педагогам установлена 25% надбавка к заработной плате, полагающейся им по стажу и образованию. Рабочий день педагога-воспитателя в детских санаториях равняется 5 часам.
Многопрофильная клиника «Герцлия Медикал Центр», расположенная неподалеку от Тель-Авива на побережье Средиземного моря, по праву является одной из лучших больниц Израиля, принимающей на лечение пациентов со всего мира. Читать полностью >>
Онкологическая клиника «Бад Триссль» была одним из первых медучреждений Германии, занимающихся лечением онкобольных. Здесь пациентам оказывается максимально эффективная помощь. Читать полностью >>
Клиника «Пираварт» - одна из крупнейших клиник Австрии, чьей специализией является восстановление здоровья после заболеваний нервной системы и опорно-двигательного аппарата. В клинике используют уникальные методы. Читать полностью >>
Баден-Баден является одним из самых знаменитых бальнеологических курортов Германии. Уникальность этого курорта заключается в том целебном и омолаживающем
эффекте, которым характеризуются воды его источников. Читать полностью >>
Лечение на Мертвом море является уникальным видом терапии, который невозможно получить больше ни в одном уголке мира. Здесь излечивают нервные болезни,
импотенцию, бесплодие, заболевания суставов и др. Читать полностью >>
Курорт Карловы Вары один из наиболее известных курортов Чехии. Здесь уже многие годы отдыхают и проходят лечение люди, имеющие проблемы с желудочно-кишечным трактом, опорно-двигательным аппаратом и пр. Читать полностью >>
Санаторий «Мисхор» один из самых известных и крупнейших в Крыму. В нем могут отдыхать и принимать лечение до 2000 человек одновременно. Санаторий находится в 15 км от центра города Ялта, рядом с берегом моря. Читать полностью >>
Санаторий «Императорский» находится в центре чешского города-курорта Теплице. Здание здравницы - одно из самых красивых в городе. Пройти курс
лечения термальными водами сюда ежегодно приезжают тысячи гостей. Читать полностью >>
Оздоровительный комплекс «Рогнер Бад Блюмау» находится на юго-востоке Австрии. Комплекс предлагает комфортабельные условия проживания и располагает
серьезной лечебной базой. Это идеальное место для релаксации. Читать полностью >>