H. M. Дмитриева и В. А. Лебедева. «Детский санаторий»
Изд-во «Медгиз», М., 1958 г. Приведено с сокращениями
В настоящее время, когда официальные сроки лечения в детских санаториях составляют как минимум 2 месяца, в специализированных санаториях от 3 до 6 месяцев, а фактически многие дети вынуждены продолжать лечение до года и дольше, обучение детей школьного возраста во время их пребывания в санатории становится обязательным. Если не дать возможность больному школьнику продолжать обучение в санатории, то это ведет, как правило, к весьма отрицательным последствиям. Либо он остается на второй год, либо, выписавшись из санатория, стремится догнать пропущенное, перенапрягает свои силы, в результате чего наступает ухудшение его здоровья. Кроме того, отсутствие школьных занятий является для больного ребенка большой психической травмой: его волнует мысль о том, что он останется на второй год, он чувствует себя как бы оторванным от общей жизни здоровых сверстников.
Школьные занятия поддерживают в детях бодрое настроение, способствуют ликвидации у них чувства своей беспомошности, организуют детский коллектив, сплачивают его, поддерживают дисциплину. Даже если по состоянию здоровья детей школьные занятия могут проводиться лишь в небольшом объеме, их положительная роль не уменьшается.
Официальные школы утверждены только при санаториях для детей, страдающих костно-суставным туберкулезом. Но школьные занятия сейчас проводятся почти во всех санаториях, в которых лечатся дети школьного возраста. Располагая достаточным числом штатных должностей педагогов-воспитателей и укомплектовав эти должности квалифицированными педагогами, каждый главный врач санатория может и должен обеспечить как школьные занятия с больными детьми, так и всю необходимую воспитательную работу. В условиях санатория с детьми проводится 3 урока в день, но в зависимости от состояния здоровья детей число уроков может быть ограничено двумя. Обычно такое ограничение требуется лишь в первый период пребывания в санатории.
Продолжительность уроков короче, чем в массовой школе, так как приходится учитывать повышенную утомляемость больного ребенка. Урок длится 40 минут, а по медицинским показаниям он может быть сокращен до 35 минут. Большое значение имеет предоставление детям отдыха между уроками. Но так как количество учащихся в каждом классе меньше, чем в массовой школе, то и в сокращенное учебное время можно успеть пройти программный материал.
Если гигиенический режим имеет большое значение в массовой школе, то в санатории его значение еще больше. Дети должны заниматься в просторных, хорошо проветренных комнатах. С этой целью классы проветриваются до начала уроков и на каждой перемене. Перемена между первым и вторым уроком продолжается 10 минут, дети обязательно выходят из класса в коридор или на веранду (если стоят теплые осенние или весенние дни). После второго урока дети часа на полтора выходят на воздух, прогуливаются, играют в неутомительные подвижные игры. Затем они получают второй завтрак, после которого дается третий урок. Дети, находящиеся на втором режиме, вместо прогулки и третьего урока могут, по назначению врача, проводить это время лежа на веранде.
Классы, как и вce другие комнаты, в которых протекает жизнь детей в санатории, должны быть хорошо освещены: площадь оконных стекол должна составлять не менее 1/5 площади пола. В пасмурные осенне-зимние дни к естественному освещению классов следует прибавлять и искусственное освещение. Приготовление уроков и различные кружковые занятия проводятся при искусственном освещении; оно, почти как правило, в детских санаториях недостаточно. Вечернее освещение должно быть равномерно рассеянным и достаточно сильным: на парту или стол, за которым занимается или работает ребенок, должно падать света не менее 150 лк. Для этого в классе площадью в 30 м2 надо иметь электрические лампы мощностью в 1200 ватт. Лучше всего равномерное освещение обеспечивается 6 лампами по 200 ватт каждая. Чтобы свет не слепил глаза, лучше иметь лампочки из молочного стекла. Очень важно, чтобы классные доски были матово-черного цвета; отсвечивающие доски крайне утомляют зрение детей.
Температура воздуха должна быть около 18—19°. Если в классе жарко или холодно, то ребенку приходится напрягать свои терморегуляционные механизмы, а это снижает его работоспособность. Для занятий желательно иметь специальные классные комнаты, оборудованные партами, лучше всего индивидуальными. Парта должна соответствовать росту ребенка, тогда ему удобно сидеть, держа прямо туловище, плечи и голову. Если это условие не соблюдено, то ребенок сидит неправильно, мышцы спины и рук напряжены, он быстрее устает. Длительная неправильная посадка может привести к функциональным, а затем и органическим поражениям скелета — сколиозу, деформации грудной клетки и др. Расстояние от глаз до книги или тетради должно быть 30—40 см; если же оно больше или меньше, то зрение ребенка перенапрягается, что также усиливает утомление. Несоблюдение должных правил посадки детей во время занятий в санатории имеет еще более отрицательное влияние, чем в школе, так как здесь дети слабые, с повышенной утомляемостью.
Если специально оборудованных классных комнат в санатории не имеется, то необходимо обеспечить, чтобы столы и стулья обязательно соответствовали росту детей и были расставлены во время уроков так, чтобы освещение было правильным. В санаториях зрение детей не проверяется, но педагоги путем опроса детей должны выявить близоруких и дальнозорких и рассадить их так, чтобы всем было хорошо видна классная доска или карта.
За правильной посадкой детей и достаточным освещением должны следить и педагоги-воспитатели во время приготовления детьми домашних заданий. Большую пользу в борьбе с повышенной утомляемостью приносит проведение во время урока 2—3-минутной физкультуры, потому что она переключает детей с умственной работы на физическую, дает отдых утомленным нервным клеткам коры мозга, содействует устранению застойных явлений, возникающих при однообразном положении тела. С утомлением педагог может также бороться своевременным переключением детей с одного вида работы на другой, что также является хорошей разрядкой.
Учитывая то, что многие ослабленные дети с трудом сосредоточивают внимание, легко рассеиваются, во время уроков в прилежащих помещениях сотрудники санатория должны соблюдать тишину. Если сестре надо вызвать кого-либо из детей к врачу или на процедуру, она должна сделать это очень тихо, не привлекая внимания класса.
Большое оздоровительное значение имеет проведение уроков на воздухе. В теплые осенние и весенние месяцы все уроки могут проводиться на веранде, в беседке. В зимние месяцы (при температуре воздуха до —10°) обязательно проводится на воздухе один из устных уроков; в урок включается физкультминутка или прогулка в течение нескольких минут. Перед началом урока педагог обязан проверить, как одеты и обуты дети.
Во второй половине дня отводится время для приготовления заданий: для младших школьников до часа, для старших до полутора часов в день. В основном весь учебный материал должен прорабатываться на уроке. Цель домашних заданий — закрепить усвоенный на уроке материал и развить у детей навыки к самостоятельной работе. Домашние задания должны быть хорошо продуманы, чтобы дети не были ими перегружены. Дети готовят уроки под наблюдением дежурного педагога-воспитателя. Он может помочь ученикам младших классов разобраться в задании. Главным образом он должен помогать тем детям, которые в силу перенесенного обострения болезни отстали от своих товарищей. Учащимся старших классов дежурный педагог может помочь подобрать соответствующий учебный материал.
Педагог должен внимательно ознакомиться с уровнем знаний вновь поступивших в санаторий детей. У большинства из них имеются значительные пробелы в знаниях, так как болезнь заставляла их пропускать занятия. На основании такого ознакомления для отстающих учеников намечается индивидуальный план прохождения материала. Иногда педагогу, особенно в психоневрологических санаториях, приходится сталкиваться у отдельных детей с отрицательным отношением к школьным занятиям. Чаще всего это является как бы защитной реакцией ребенка на те неудачи, которые его постигали в массовой школе. В этих случаях педагог должен постепенно привить интерес ребенку к занятиям, давая ему такие легкие задания, которые он безусловно сумеет выполнить, и каждый раз отмечая его успех. Это внушает ребенку веру в свои силы, и отношение его к занятиям изменяется. Насильно же заставлять такого ребенка учиться неправильно.
Классы начальной школы обычно полностью укомплектовываются учащимися одного класса. В крайних случаях, хотя это весьма нежелательно, приходится прибегать к занятиям со сдвоенными классами. В этих случаях I класс объединяется с III, a II с IV классом. Опыт многих детских санаториев показывает, что, несмотря на эти особые условия, с детьми I—IV класса удается проходить учебную программу полностью, со старшими — по основным предметам (русский язык, математика, иностранный язык), так что, придя после выписки из санатория в школу, дети не только не отстают от остальных учеников своего класса, но и имеют хорошую успеваемость.
Организация обучения школьников старших классов значительно сложнее, потому что очень часто учащихся одного и того же класса не хватает для полного укомплектования. Кроме того, выделяемого по санаторному режиму времени для уроков недостаточно для прохождения всех предметов. Поэтому в занятиях со старшеклассниками большое место занимает самостоятельная проработка ими материалов учебников и подсобной литературы. Основной упор делается на прохождение курса математики, русского языка и литературы. Время от времени проводятся контрольные работы. Педагоги, ведущие занятия со старшеклассниками, должны особенно тщательно подготавливать свои уроки с тем, чтобы во время урока охватить индивидуально каждого ученика или несколько небольших групп.
Большую помощь в достижении хороших результатов обучения в условиях сокращенного времени занятий оказывает наглядность обучения. Поэтому необходимо обеспечивать уроки всеми соответствующими наглядными пособиями. Большое применение при изучении биологии, литературы, истории и географии должен найти показ диафильмов, научных кинокартин и телевизионных передач. Эти мероприятия могут иногда проводиться в часы, отведенные для приготовления уроков, и за счет внеклассной работы.
Дети, находящиеся на третьем режиме, также не должны быть полностью выключены из школьных занятий. Конечно, вопрос о допустимости занятий для каждого ребенка решает врач. Но надо сказать, что часто врачи в данном вопросе чрезмерно опасаются вреда, который могут принести ребенку занятия. Между тем в большинстве случаев эти занятия приносят больному ребенку большую пользу, поднимая его тонус, внося интерес в его жизнь. Но, конечно, здесь нужен вдумчивый индивидуальный подход к каждому ребенку со стороны врача и педагога, контроль за его реакциями на занятия. Педагог проводит урок с одним, иногда с 2—3 детьми по 20—30 минут ежедневно. В данном случае неважно, сколько ребенок сможет усвоить, важно поднять его настроение, ободрить, отвлечь мысли от болезни.
Проверка и оценка знаний детей отражаются в классном журнале и осуществляются по пятибалльной системе. Давая оценку ответу ребенка, учитель должен учитывать состояние его здоровья в настоящее время. Это не значит, что надо завышать оценки, но в тех случаях, когда неполноценный ответ вызван не ленью, а состоянием здоровья ребенка, обязательно надо при выведении оценки ободрить ребенка, внушить ему веру в собственные силы и возможности. Перевод детей в следующий класс производится на основании отметок и годовых контрольных работ по русскому языку и математике. По окончании каждой четверти и учебного года дети получают табель успеваемости.
Наиболее успешно обучение детей в санаториях может осуществляться в том случае, если прием и выписка основной массы детей приурочена к четвертям учебного года или к полугодиям (в зависимости от средних сроков лечения при данных заболеваниях). В этих случаях школьник, выписанный из санатория и имеющий на руках табель успеваемости за четверть (полугодие), проведенную в санатории, наиболее безболезненно приступает к занятиям в своей школе с началом новой четверти.
Многопрофильная клиника «Герцлия Медикал Центр», расположенная неподалеку от Тель-Авива на побережье Средиземного моря, по праву является одной из лучших больниц Израиля, принимающей на лечение пациентов со всего мира. Читать полностью >>
Онкологическая клиника «Бад Триссль» была одним из первых медучреждений Германии, занимающихся лечением онкобольных. Здесь пациентам оказывается максимально эффективная помощь. Читать полностью >>
Клиника «Пираварт» - одна из крупнейших клиник Австрии, чьей специализией является восстановление здоровья после заболеваний нервной системы и опорно-двигательного аппарата. В клинике используют уникальные методы. Читать полностью >>
Баден-Баден является одним из самых знаменитых бальнеологических курортов Германии. Уникальность этого курорта заключается в том целебном и омолаживающем
эффекте, которым характеризуются воды его источников. Читать полностью >>
Лечение на Мертвом море является уникальным видом терапии, который невозможно получить больше ни в одном уголке мира. Здесь излечивают нервные болезни,
импотенцию, бесплодие, заболевания суставов и др. Читать полностью >>
Курорт Карловы Вары один из наиболее известных курортов Чехии. Здесь уже многие годы отдыхают и проходят лечение люди, имеющие проблемы с желудочно-кишечным трактом, опорно-двигательным аппаратом и пр. Читать полностью >>
Санаторий «Мисхор» один из самых известных и крупнейших в Крыму. В нем могут отдыхать и принимать лечение до 2000 человек одновременно. Санаторий находится в 15 км от центра города Ялта, рядом с берегом моря. Читать полностью >>
Санаторий «Императорский» находится в центре чешского города-курорта Теплице. Здание здравницы - одно из самых красивых в городе. Пройти курс
лечения термальными водами сюда ежегодно приезжают тысячи гостей. Читать полностью >>
Оздоровительный комплекс «Рогнер Бад Блюмау» находится на юго-востоке Австрии. Комплекс предлагает комфортабельные условия проживания и располагает
серьезной лечебной базой. Это идеальное место для релаксации. Читать полностью >>