Педагогическая работа с детьми дошкольного возраста
H. M. Дмитриева и В. А. Лебедева. «Детский санаторий»
Изд-во «Медгиз», М., 1958 г. Приведено с сокращениями
В основном задачи педагогической работы с детьми дошкольного возраста, находящимися в санаториях, те же, что и с детьми детского сада. Дети воспитываются в духе патриотической морали, им прививают культурные и гигиенические навыки, развивают самостоятельность в самообслуживании, обучают правильной речи с внятным произношением слов, воспитывают умение играть и заниматься в коллективе; знакомят с доступными их пониманию предметами и явлениями, а более старших детей подготавливают к поступлению в школу.
Но в осуществлении этих задач имеется ряд методических особенностей, связанных с состоянием здоровья детей и отличающих методы работы с ними от работы со здоровыми детьми детских садов. Если точное выполнение режима дня является обязательным в каждом санатории, то в санаториях (отделениях) для дошкольников педантичному выполнению режима уделяется исключительно большое внимание. Ослабленные дети этого возраста крайне впечатлительны, они легко возбуждаются, быстро утомляются и потому крайне чувствительны к малейшим нарушениям режима и реагируют на них капризами.
Большинство детей дошкольного возраста, поступающих в санатории, вследствие болезненного состояния не посещали детского сада. Дома их баловали, не приучали даже к самым элементарным формам самообслуживания, многие из них мало общались с другими детьми и не умеют играть в коллективе. В ряде случаев болезнь накладывает тяжелый отпечаток на психику и характер ребенка — он становится обидчивым, плаксивым, угрюмым, негативным, пассивным или резко возбудимым.
Поэтому осуществление задач, стоящих перед педагогами дошкольных санаториев (отделений), представляет собой значительно большие трудности, чем при работе с коллективом здоровых дошкольников. В санаториях дети дошкольного возраста обычно делятся на две возрастные группы: младшую, в которую включаются дети 4—5 лет, и старшую — 6—7 лет (больные, слабые дети обычно начинают обучение в школе не с 7, а с 8 лет).
В зависимости от возраста детей видоизменяются и формы педагогической работы с ними. Привитие гигиенических и культурных навыков и навыков самообслуживания младшим детям включает следующие мероприятия. Детей приучают умываться по утрам по пояс, мыть чисто руки перед едой и после посещения уборной, вешать свое полотенце на место, полоскать рот утром и вечером, пользоваться носовым платком; самостоятельно раздеваться и одеваться, складывать в порядке снятое белье, одежду и обувь; тихо входить в столовую, правильно пользоваться ложкой, вилкой и салфеткой, хорошо прожевывать пищу; после игры убирать игрушки на место. В первое время взрослые помогают детям одеться, умыться, но надо стремиться к тому, чтобы дети научились все это делать самостоятельно.
Детей старшей группы следует приучать к тому, чтобы они умели сами проветрить и аккуратно застелить свою постель, почистить щеткой одежду и обувь, убрать после игр или занятий свою игровую комнату. Основной формой деятельности детей дошкольного возраста и могучим средством их развития является игра. А. М. Горький говорил: «Игра — путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить».
Во время игр у ребенка развиваются умственные способности, речь, память, сообразительность, внимание. Игра организует детей, закрепляет навыки поведения в коллективе, воспитывает в детях волевые качества, помогает им осознать и закрепить представления об окружающем. Игру детей надо использовать для того, чтобы воспитывать у них дружеские взаимоотношения, чтобы они охотно делились игрушками. Многие дети, росшие дома без сверстников, привыкли играть в одиночку. Педагог постепенно должен вовлекать их в общие игры. Игры проводятся творческие, подвижные и дидактические.
Творческие игры проводятся детьми по собственной инициативе. Дети играют друг с другом или с куклами «в школу», «в санаторий» и т. п. Дети очень отрицательно реагируют, если их игру, их творческую фантазию резко прерывают. Педагог должен внимательно наблюдать за ходом детских игр, с тем чтобы они не приобретали нежелательного направления; в детских играх не должны отражаться такие стороны жизни, как, например, ссоры, драки, кражи и пр. В этих случаях педагог должен умело вмешаться и направить фантазию детей по другому руслу. Иногда дети сами спрашивают, во что играть. Таким случаем педагог должен воспользоваться и подсказать детям интересную и полезную для них игру, а не отделываться ответом: «Во что хотите, в то и играйте».
Подвижные игры содействуют всестороннему развитию детей, у них развиваются сообразительность, умение согласовывать свои движения со всеми играющими. Игры подбираются такие, которые были бы доступны по состоянию здоровья всем детям данной группы, с тем чтобы все могли принимать в них участие. Если же одни дети играют, а другие отстраняются от игры и могут только смотреть, то это плохо сказывается на их настроении. Подвижные игры проводятся обычно на воздухе. Участки, отведенные для игр каждой группы, должны быть оборудованы в соответствии с возрастом детей. Для игр каждая группа должна иметь свои мячи, вожжи и другие игрушки для подвижных игр.
Дидактические игры имеют целью закрепить те знания, которые дети получают на занятиях, и развить в них сообразительность и внимание. Такими играми обязательно руководит педагог. Таковы игры в загадки, фанты и др.
Если в группе имеется один ребенок или несколько детей на третьем режиме, то педагог должен обеспечить их игрушками, книжками с картинками, играми (кубики, мозаика) и проинструктировать дежурную сестру, какую игру она должна провести с ребенком. Таких детей (на постельном и полупостельном режиме) следует объединять в одну палату, чтобы они могли играть между собой и чтобы сестре было удобнее читать им вслух или рассказывать сказку. В этих случаях следует иметь несколько таких же игральных досок, какими пользуются в костнотуберкулезных санаториях.
Большое внимание следует уделять трудовому воспитанию детей. Дети должны понять, что, несмотря на небольшой возраст и слабость, они имеют свои обязанности и должны выполнять их добросовестно и охотно. В их обязанности входит посильное для каждого возраста самообслуживание, уборка игр и игрушек. Детей надо научить стирать и гладить кукольное белье, мыть и вытирать кукольную посуду, аккуратно расставлять ее в шкафу и т. п. Очень важно, чтобы педагоги учитывали, какую работу может выполнить тот или иной ребенок, и давали ему такие задания, которые он в силах хорошо выполнить. Тогда у ребенка появится вера в свои силы и охота трудиться.
Педагог равными способами должен воспитывать в детях положительное отношение к труду. С этой целью можно привлечь их внимание к труду няни, сестры, врача, монтера, полотера, работу которых они видят; объяснить пользу их работы, внушить, что их труд надо уважать, надо стараться его облегчить (слушаться, не сорить и т. п.). Со старшими детьми можно побеседовать о той работе, которую выполняют их родители, почитать им о различных видах труда и профессиях.
Большую помощь в трудовом воспитании оказывают дежурства детей. Дежурный следит за приведением в порядок игр и игрушек, вместе с педагогом проверяет чистоту рук перед тем, как идти в столовую, выполняет различные поручения педагога. С детьми дошкольного возраста как в старшей, так и в младшей группе обязательно проводятся организованные занятия. Такие занятия проводятся ежедневно.
Длительность первого занятия в младшей группе—10—25 минут, второго— 15—20 минут, а в старшей группе оба занятия продолжаются по 20—25 минут. Между занятиями делается перерыв 10 минут.
Занятие в виде работы с материалом (рисование, лепка, вычерчивание) как более сложное по своей организации проводится первым. Во время второго занятия дети разучивают стихотворение, педагог им читает, что-либо рассказывает на определенную тему, проводит дидактическую игру. Летом такие занятия могут проводиться во второй половине дня, так как утром дети принимают солнечные или воздушные ванны, купаются и поэтому занятий, требующих напряжения, в эти часы с ними проводить не следует.
Занятия проводятся по программам для детских садов, но применительно к санаторным условиям, в частности количество занятий, установленных для детского сада на неделю, в санатории планируется на декаду. За декаду с детьми каждой группы проводится 4 занятия по обучению родному языку и ознакомлению с окружающим, 2 занятия по рисованию, одно по лепке, одно по аппликациям, одно по счету, одно по развитию движений; музыкальные занятия проводятся 2 раза в неделю.
Занятия с дошкольниками имеют целью не только содействовать их общему развитию, но и приучить детей заниматься сообща, организованно вести себя на занятиях, уметь внимательно слушать объяснения педагога, толково отвечать на его вопросы, выполнять его указания. В процессе занятий у детей воспитывается определенное отношение к родине и ее великим людям, к трудящимся, к родной природе, ко всему окружающему. Если в основу занятий со всеми детьми в условиях санатория кладется максимальная наглядность, то в отношении детей дошкольного возраста наглядность приобретает исключительно большое значение (кино, диафильмы).
К проведению каждого занятия с детьми дошкольного возраста педагог должен готовиться не менее вдумчиво, чем к проведению уроков со школьниками. Неустойчивость внимания, быстрое утомление при однообразии занятия, вообще свойственные детям этого возраста, особенно проявляются у больных и ослабленных детей. Поэтому каждое занятие должно быть интересным, пробуждать в детях любознательность, развивать активность.
Занятия по родному языку проводятся в тесной связи с изучением окружающей действительности. Дети учатся четко выговаривать слова, правильно выражать свои мысли, употреблять и согласовывать падежи. С этой целью они учат небольшие, доступные их пониманию стихотворения, пересказывают небольшие сказки, а в старшей группе — рассказы. Надо помнить, что на развитие правильной речи у детей большое влияние оказывает речь окружающих их взрослых. Поэтому педагог не только должен следить за своей собственной речью, но и вести повседневную воспитательную работу в этом направлении с другими сотрудниками, главным образом с санитарками, которые нередко употребляют неправильные слова и выражения.
Обучение счету детей средней группы проводится в пределе 5-ти. Хотя пятилетние дети должны уже иметь понятие о количествах 1, 2, 3 — много, однако слабые, много болевшие дети не всегда это усваивают и с ними надо начинать счет сначала. Дети усваивают понятия о количествах путем выполнения поручений педагога, в занятиях с бумагой и клеем, в дидактических играх. Обучение счету детей старшей группы производится в пределах 10-ти. Дети должны усвоить состав каждого числа. Так как у 6—7-летних детей уже развиваются элементы отвлеченного мышления, то их можно учить составлению и решению простых задачек на сложение и вычитание. Сначала это делается наглядно, на предметах, а затем уже без применения наглядности. Эти знания закрепляются соответствующими играми, например в «магазин».
На занятиях рисованием педагог стремится познакомить детей с окружающим, развить художественный вкус, приучить ребенка правильно пользоваться карандашом и бумагой. Сначала детей учат проводить различные линии, облекая это в форму игры (вертикальные — дождик, горизонтальные — дорожки, круглые — мячик и т. п.), а затем переходят к рисованию простейших по форме предметов (яблоко, флажок, грибок). Более старшие дети могут заштриховывать свои рисунки цветными карандашами, составлять узоры. Детям дается возможность изобразить на рисунке какой-либо сюжет, например из знакомой сказки, и т. п.
Педагог знакомит детей с природой, показывает им цветы, бабочек, жуков, маленьких животных, рассказывает о них, дает заучивать простые стихи соответствующего содержания. Дети наблюдают, как распускаются веточки в воде, как прорастает луковица, кормят рыбок в аквариуме.
Для лепки дети пользуются цветным пластилином. Педагог показывает детям, как надо придавать пластилину форму. Занятия лепкой, развивая мелкую мускулатуру руки ребенка, способствуют подготовке ее к письму.
Дети 5—6 лет могут вырезать из бумаги, но ножницы надо давать не всем детям сразу, а только нескольким, чтобы педагог мог за ними все время наблюдать. Дети приучаются обращаться с клеем и кисточкой, аккуратно наклеивать на бумагу различные разноцветные геометрические фигуры.
Занятия по музыке с дошкольниками проводятся по 30—35 минут. В план урока входят организующие моменты, например, маршировка и движения под музыку. Эти движения можно делать с флажками, шарами, цветами, платочками, лентами, букетами и т. п.
Многопрофильная клиника «Герцлия Медикал Центр», расположенная неподалеку от Тель-Авива на побережье Средиземного моря, по праву является одной из лучших больниц Израиля, принимающей на лечение пациентов со всего мира. Читать полностью >>
Онкологическая клиника «Бад Триссль» была одним из первых медучреждений Германии, занимающихся лечением онкобольных. Здесь пациентам оказывается максимально эффективная помощь. Читать полностью >>
Клиника «Пираварт» - одна из крупнейших клиник Австрии, чьей специализией является восстановление здоровья после заболеваний нервной системы и опорно-двигательного аппарата. В клинике используют уникальные методы. Читать полностью >>
Баден-Баден является одним из самых знаменитых бальнеологических курортов Германии. Уникальность этого курорта заключается в том целебном и омолаживающем
эффекте, которым характеризуются воды его источников. Читать полностью >>
Лечение на Мертвом море является уникальным видом терапии, который невозможно получить больше ни в одном уголке мира. Здесь излечивают нервные болезни,
импотенцию, бесплодие, заболевания суставов и др. Читать полностью >>
Курорт Карловы Вары один из наиболее известных курортов Чехии. Здесь уже многие годы отдыхают и проходят лечение люди, имеющие проблемы с желудочно-кишечным трактом, опорно-двигательным аппаратом и пр. Читать полностью >>
Санаторий «Мисхор» один из самых известных и крупнейших в Крыму. В нем могут отдыхать и принимать лечение до 2000 человек одновременно. Санаторий находится в 15 км от центра города Ялта, рядом с берегом моря. Читать полностью >>
Санаторий «Императорский» находится в центре чешского города-курорта Теплице. Здание здравницы - одно из самых красивых в городе. Пройти курс
лечения термальными водами сюда ежегодно приезжают тысячи гостей. Читать полностью >>
Оздоровительный комплекс «Рогнер Бад Блюмау» находится на юго-востоке Австрии. Комплекс предлагает комфортабельные условия проживания и располагает
серьезной лечебной базой. Это идеальное место для релаксации. Читать полностью >>