ЛЕЧЕНИЕ ЗА РУБЕЖОМ    ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ    МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ И ЛЕЧЕНИЯ    ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ    НОВОЕ В ЗАРУБЕЖНОЙ МЕДИЦИНЕ    ПОИСК ПО САЙТУ
С чего и как начинать:   Выбор клиники   Организация лечения   Авиаперелет   Страхование   Стоимость лечения   Справки и документы   Ответственность




Австрия


Беларусь


Болгария


Бразилия


Великобритания


Венгрия


Германия


Греция


Израиль


Индия


Испания


Италия


Казахстан


Канада


Кипр


Китай


Куба


Латвия


Литва


Польша


Сербия


Сингапур


США


Таиланд


Турция


Украина


Финляндия


Франция


Черногория


Чехия


Швейцария


Эстония


Южная Корея


Япония






Австрия


Беларусь


Болгария


Венгрия


Германия


Греция


Египет


Израиль


Иордания


Испания


Италия


Казахстан


Китай


Крым


Латвия


Литва


Польша


Румыния


Сербия


Словакия


Словения


Турция


Украина


Франция


Хорватия


Черногория


Чехия


Швейцария


Эстония


Лечение за рубежом >> Библиотека >> Задать вопрос врачу >>

Лечебная физическая культура при детских церебральных параличах


В. Н. Мошков.
«Лечебная физическая культура на курортах и в санаториях»
Изд-во «Медицина», Москва, 1968 г.
Приведено с сокращениями


Понятие «детские церебральные параличи» охватывает параличи, развивающиеся в первые годы жизни ребенка. Причиной возникновения церебрального паралича могут быть инфекция и интоксикация в период беременности, травматизация головы плода во время родов (болезнь Литтля) и различные инфекционные заболевания (энцефалит, менинго-энцефалит), перенесенные в раннем детстве. Основным признаком болезни является развитие гемиплегий или параплегий, часто сопровождающихся различными насильственными движениями (гиперкинезы).

Ребенок обычно отстает в развитии статики и моторики: позже начинает сидеть, стоять, ходить. Отмечается повышение мышечного тонуса, преимущественно в группе приводящих мышц бедер, сгибателей коленных суставов, трехглавой мышцы голени. При гемиплегиях на почве энцефалитов чаще страдают мышцы верхних конечностей — повышается тонус приводящих мышц и сгибателей (рука приведена к туловищу и согнута в локтевом суставе, предплечье пронировано, пальцы согнуты). Повышены сухожильные рефлексы, отмечается развитие контрактур (приводящих, сгибательных), нередко отмечаются синкинезии, т.е. одно движение вызывает появление других содружественных движений. Нередко у больных наблюдаются дефекты речи — дизартрия, отклонения со стороны интеллекта. Клиническая симптоматика, наблюдаемая при церебральных параличах, зависит от особенностей в течении нервных процессов при нарушении корковой регуляции.

На характере мышечной деятельности при спастических параличах сказывается в первую очередь повышение и неравномерное распределение мышечного тонуса. Наблюдается общая скованность, нарушается плавность движений, определяемая сочетанной деятельностью мышц-антагонистов. В связи с общим повышением рефлексов наблюдается в момент растягивания мышцы усиление миостатического рефлекса, ведущее к самоторможению движения. Например, попытка выноса ноги вперед ведет к растяжению группы сгибателей и последующему их напряжению, затрудняющему вынос ноги вперед.

В связи со снижением тормозящего влияния коры головного мозга различные внешние раздражения (например, звуковые) расширяют зону иррадиации двигательной реакции и усиливают гиперкинез. Следует иметь в виду, что двигательная инактивность больных детей ведет к вторичным расстройствам функции движения. Возможен спонтанный регресс симптомов, а порочный двигательный стереотип сохраняется, так как закрепляются неправильные позы. Имеющиеся двигательные нарушения усугубляются в связи с сопутствующими нарушениями психического развития, речи, слуха, зрения.

Особенно выражены у больных расстройства со стороны статических и локомоторных функций. Дети с церебральным параличом позже начинают сидеть и ходить. В ряде случаев ребенок не может, стоять из-за порочного положения нижних конечностей. Отклонения со стороны ходьбы выражаются в нарушении стереотипности походки и смене фазных движений, снижении устойчивости в связи с уменьшением площади опоры (приведенное положение ног, эквинус стоп), отсутствием переката стопы. Отрицательно сказывается на походке общая скованность движений, наблюдающаяся у больных. Течение болезни характеризуется медленным улучшением в связи с большими компенсаторными возможностями организма детей, но различная степень двигательных расстройств сохраняется. Состояние больных улучшает использование в процессе роста ребенка лечебной физической культуры в тесном сочетании с учебно-педагогическими мероприятиями.

Ведущим методом лечения детей с церебральными параличами является лечебная физическая культура, включающая физические упражнения в воде, лечебную гимнастику, массаж, обучение ходьбе и бытовому самообслуживанию, лечение положением. В процессе проведения восстановительного лечения используются также ортопедические мероприятия и лекарственная терапия.

Большие компенсаторные возможности детского организма дают возможность, усилив влияние коры головного мозга, добиться снижения функции подкорковых образований путем улучшения центральной регуляции движений.

Методика лечебной физической культуры основана на возможности улучшения координации движений и подавления патологических рефлекторных механизмов в процессе выполнения больным системы специальных физических упражнений.

Выполнение больным активных физических упражнений возможно лишь на фоне расслабления спастически напряженных мышц, стабилизирующих движения в суставах, и более правильного распределения тонуса мышц.

В развитии координированной функции опорно-двигательного аппарата мы различаем три основных последовательных этапа:

1) выработка элементарных произвольных движений (координированная работа основных мышечных групп);

2) восстановление более сложной общей координации (возможность выполнения движений одновременно в нескольких суставах, ритм и соразмерность движений);

3) воспитание комплексных движений (жест, бытовые, трудовые навыки, навык ходьбы).

Закрепление нового двигательного стереотипа, его автоматизация достигаются в процессе проведения длительной систематической тренировки. Параллельно у ребенка развиваются статические и локомоторные функции: стабилизация положения головы, изменение положения корпуса и удерживание его в определенном положении, сидение, стояние и передвижение на четвереньках, стояние и передвижение на коленях, стояние и ходьба.

Одновременно решаются задачи предупреждения и устранения вторичных изменений со стороны суставно-связочно-мышечного аппарата посредством применения специальных положений. Обязательным условием, определяющим успешность лечения, является использование мероприятий, направленных на улучшение общего психического и физического развития ребенка.

Основной формой применения лечебной физической культуры являются активные физические упражнения, дополняемые пассивными движениями и лечением положением. Последнее используется как для создания наиболее благоприятных исходных положений для совершения движений и подавления проявлений патологических рефлекторных механизмов, так и для предупреждения развития деформаций в суставах. Имеются две основные задачи, на решение которых направлена методика лечебной физической культуры:

1) расширение двигательных возможностей ребенка путем улучшения деятельности мышц;

2) воспитание у больного статических и локомоторных функций.

Построение занятий лечебной гимнастики проводится с учетом клинических проявлений болезни, развития статико-динамических функций и особенностей возрастного развития ребенка.

Восстановление координированной функции мышц. Выполнению активных движений мешает спастическое напряжение мышц и неравномерное распределение тонуса. Для расслабления мышц необходимо соблюдение ряда условий.

Наиболее целесообразным исходным положением для физических упражнений с точки зрения лучшего расслабления мышц является горизонтальное положение тела вследствие более низкого положения центра тяжести тела, наибольшей устойчивости. Внешние раздражения расширяют зону иррадиации двигательной реакции. Поэтому расслаблению мышц способствует создание для больного условий «комфорта» (спокойная обстановка, отсутствие шума, соответствующая температура воздуха в помещении, мягкий мат для выполнения лечебной гимнастики). Расслаблению двусуставных мышц (четырехглавой, икроножной и др.) помогает сближение точек их прикрепления (например, тыльное сгибание стопы лучше удается при согнутом коленном суставе, способствующем расслаблению икроножной мышцы).

Выработка у больного чувства расслабления мышцы достигается посредством создания представления о контрасте между ее напряжением и расслаблением (вначале добиваются напряжения мышц на более полноценной конечности).

Лучшей средой для выполнения физических упражнений является теплая вода, поэтому лечебную гимнастику при выраженных спастических явлениях хорошо проводить в ванне (В.Н. Мошков).

В этом же направлении действуют легкий массаж мышц, тонус которых повышен (преимущественно прием поглаживания), и пассивные движения небольшой амплитуды, сопровождаемые легкой вибрацией. Необходимо учесть, что упражнения, производимые с разрядом энергии («на выдох»), сопровождаются расслаблением мышц. По возможности следует избегать прикосновения к поверхности тела больного ребенка, так как зто может вызвать усиление рефлекторного напряжения мускулатуры. При проведении лечебной гимнастики необходимо, стремясь к нормализации тонуса, учесть влияние положения головы, корпуса и конечностей на его распределение (зависимость между позой больного и тонусом мышц). Должны быть выбраны положения, препятствующие проявлению патологических рефлекторных механизмов. Для снижения тонуса сгибателей более целесообразно положение лежа на спине.

Должно быть использовано влияние положения головы на тонус мышц конечностей: при пассивном сгибании головы повышается тонус в сгибателях рук и разгибателях ног, разгибание головы дает обратную картину; на стороне поворота головы повышен тонус экстензоров руки и снижен тонус флексоров. При вертикальном положении головой вниз грудного ребенка и сгибании в тазобедренных суставах выпрямляется голова и корпус. При опускании ребенка в положение животом вниз вытягиваются руки («готовность к прыжку»). При соприкосновении подошвы с поверхностью почвы наблюдается вытягивание ноги. Согнутое положение одной ноги ведет к разгибанию и ротации внутрь другой. Необходимо учесть также, что грудной ребенок стремится видеть и слышать говорящего, — это помогает ориентировке всего тела в пространстве.

Воспитание элементарной координации движений (элементарных произвольных движений) должно носить аналитический характер: упражнения производятся вначале в одном суставе в одном определенном направлении. Таким образом восстанавливается координированная работа мышц-антагонистов. На этом этапе выработки координации движения должны быть облегченными (выполняться в условиях опоры на поверхность кушетки, с помощью). Упражнения проводятся дифференцированно с учетом распределения тонуса в основных мышечных группах, а именно: повышенного большей частью тонуса сгибателей тазобедренного сустава, приводящих мышц бедра, сгибателей коленного и голеностопного суставов, приводящих мышц плеча, сгибателей локтевого сустава, пронаторов предплечья сгибателей кисти и пальцев.

Желателен медленный темп при выполнении движений в связи с резко выраженным рефлексом на растягивание мышцы, более длительным скрытым периодом возбуждения, недостаточно четкой координацией. Дальнейшим этапом на пути улучшения координации движений после овладения больным элементарными произвольными движениями является воспитание координированной работы мышц-антагонистов и синергистов, мышц, несущих фазовые — динамическую и статическую — функции, и улучшение общей координации движений. Постепенно комплекс выполняемых больным упражнений дополняется движениями, производимыми одновременно в двух и большем числе суставов (например, поднимание прямой ноги), двумя конечностями одновременно (например, разведение ног).

Постепенно вырабатываются определенный ритм и точность движения. Выполнение упражнений под громкий счет самого больного мобилизует его волю, создает известный темп. Воспитание точности движения достигается выполнением целенаправленных заданий (например, надеть колесо на башенку, прикоснуться ногой к мячу и др.). В этот период времени используются упражнения, требующие последовательного включения различных мышечных групп в двигательную функцию и чередования фаз напряжения и расслабления (круговое движение стопой, передача — ловля — бросок мяча).

Заключительной задачей данного этапа является выработка быстроты реакции — умения своевременно расслаблять мышцы (например, уронить мяч по сигналу). Устранению пространственных двигательных расстройств, восстановлению чувства стереотипа помогают упражнения с мячом, гимнастической палкой, на захватывание мелких предметов. С улучшением общей координации движений приступают к выработке у больного комплексных движений, связанных с жестом, бытовыми, трудовыми навыками, а также навыком ходьбы.

Жест связан с различными эмоциональными проявлениями. Выработка комплексных движений руки, плечевого пояса, в шейном отделе позвоночника может производиться не только при занятиях лечебной гимнастикой, но и при занятиях с воспитателем, в повседневной жизни. К подобным движениям следует отнести движения рукой, которые производятся при прощании, в которые вкладывается смысл «иди сюда», движения головой, выражающие отрицание или согласие. Могут быть использованы и более сложные по смысловому значению движения, например жест, выражающий радость (вытягивание рук вперед), удивление («пожать плечами») и т.д. К бытовым навыкам, необходимым ребенку, относятся следующие: одевание и обувание, пользование ложкой, вилкой во время еды, уборка постели.

Воспитание навыков бытового самообслуживания производится с учетом уровня физического и психического развития ребенка данной возрастной группы в сопоставлении с клинической картиной у данного больного, способностью захватывать и удерживать различные предметы.

Большую роль в улучшении координации, снижении имеющийся заторможенности, увеличении подвижности больного играет также воспитание трудовых навыков. Необходимо различать трудовые процессы общего и специального характера. К первой группе относятся уборка помещения, садовые работы. Специальные работы подбираются в соответствии с уровнем возрастного развития и двигательными возможностями ребенка.

При работе с пластилином, глиной вначале производится лепка фигур простых по форме: прямоугольника, цилиндра, шара, а затем более сложных, например ягоды; рисование также следует начинать с элементарных рисунков, полезно раскрашивание.

Восстановлению координированной функции верхней конечности (особенно пальцев) способствуют также работы с конструктором, выжигание, плетение, различные картонажные работы. Трудовые процессы полезны и для воспитания у ребенка различных умений, которые могут быть полезны в дальнейшей жизни, помогут восстановлению здоровья больного ребенка.

Последовательными этапами в восстановлении статических функций являются следующие: 1) воспитать у ребенка умение удерживать голову, 2) стабилизировать положение корпуса, 3) стоять и передвигаться на четвереньках, 4) стоять и передвигаться на коленях, 5) стоять и ходить.

Для развития статических функций исходным положением является положение на животе с приподнятым положением головы и разогнутым корпусом. Тренируется также способность удержать голову в прямом положении при поднимании корпуса (вначале слегка придерживая больного за руки, а затем с опорой на них) из положения лежа на спине. В положении лежа производятся упражнения, укрепляющие мышцы спины, ягодичные мышцы, экстензоры коленного сустава. В этом же положении проводится обучение фазным движениям ног (попеременное поднимание ног, сгибание в тазобедренном суставе и разгибание в коленном суставе, попеременное давление стопами на руку методиста и др.) в сочетании их с движениями рук. Таким образом постепенно налаживаются реципрокные движения. В положении лежа больной осваивает поворот корпуса.

Дальнейшим этапом в овладении статико-моторными качествами является обучение больного сидению, вначале «по-турецки» (фиксируя ноги мешками с песком), «на корточках», а затем на стуле с высокой спинкой, подлокотниками и опорой стоп. Для обучения сидению детей младшего возраста может быть использовано сидение в резиновом кругу. Дальнейшим усложнением является сидение со свешенными ногами. Это положение используется для выработки правильной осанки (правильное положение головы, корпуса) и свободных движений в коленных суставах, имитирующих ходьбу.

Следующим положением на пути к вставанию является положение на четвереньках. Подготовительным упражнением к нему является положение лежа с опорой на руки, сидя на пятках, стояние с поддержкой лямками. В положении на четвереньках производится свободное вытягивание руки и ноги, осваиваются элементы ползания. При ходьбе на четвереньках тренируются реципрокные движения ног, необходимые в ходьбе. Наиболее простыми упражнениями в передвижении на четвереньках является подтягивание одновременно обеих ног к рукам, затем ребенок осваивает ходьбу с чередованием движений руки и ноги.

Последним упражнением из ряда подготавливающих к ходьбе является положение на коленях, вырабатывающее устойчивость, равновесие, способность удерживать тело в вертикальном положении.

Вначале рекомендуется при стоянии на коленях фиксировать таз больного (особенно при свободных движениях руками). Тренируют умение больного переносить вес тела с одного колена на другое и способность ходить при поддержке за руки.

Следующим сложным этапом является обучение стоянию, вначале у гимнастической стенки, у стола, при фиксации коленных суставов гипсовыми лонгетами. Устойчивость при стоянии повышает расширение поверхности опоры (положение ног, обувь с широким каблуком), давление методиста на гребни подвздошных костей и надплечья больного. Больной переносит вес тела вперед, назад, в стороны, учится балансировать корпусом и только после этого, опираясь на неподвижную опору, обучается выносу ноги вперед, в сторону.

В процессе обучения стоянию используются специальные приспособления. Последним, наиболее ответственным периодом является обучение ходьбе. Ходьба как локомоторный акт является сложным движением, состоящим из: 1) рефлексов положения и поддержки тела; 2) фазных движении нижних конечностей (переносной и опорной фазы). Обучение ходьбе производится в следующей последовательности: 1) между параллельными брусьями обучение элементам шага (сгибание в тазобедренном суставе, разгибание в коленном суставе, опора на пятку, толчок носком ноги); 2) ходьба между поручнями вперед, боком; 3) ходьба с опорой двумя руками на перемещаемое в момент ходьбы приспособление («сани», каталка); 4) ходьба с опорой на приспособление, переставляемое больным вначале двумя руками одновременно, а затем попеременно левой и правой рукой, сочетая с шагом ноги.

Выработке соразмерности движения при ходьбе (необходимая длина шага, расстояние между стопами) и движения в определенном направлении помогает усиление зрительного контроля за движением, компенсирующим нарушение функции двигательного анализатора, что достигается путем использования «следовых дорожек», «дорожек из кубиков», «дорожек с перекладинами» и т.д. В процессе ходьбы у ребенка вырабатывается умение преодолевать различные препятствия (горка, канавка, тротуар) при ходьбе по местности с различным рельефом. При воспитании походки обращается внимание на ходьбу под счет в определенном ритме (под музыку).

Следует подчеркнуть ту существенную особенность методики обучения навыку ходьбы, что правильная ходьба с опорой на поручни предпочтительнее быстрому свободному передвижению с порочным положением корпуса и ног.

В этом периоде восстановления целесообразно использовать гимнастику в воде.

Помимо мероприятий, направленных на улучшение координации движений и выработку у ребенка статических функций, используются различные положения, предупреждающие развитие вторичных изменений со стороны суставно-мышечного аппарата (в виде контрактур) и постепенно растягивающие сокращенные мышцы. К подобным положениям относятся: 1) положение лежа на спине с разведенными ногами, 2) положение на спине с грузом (мешком с песком) на коленных суставах), 3) положение лежа на спине с грузом на таз, 4) положение лежа на животе с подтянутой ногой, 5) положение «сидя по-турецки» с грузом на коленном суставе.

При наклонности к «стяжению» в суставах верхних конечностей может быть рекомендовано положение лежа на спине со слегка разогнутым положением головы, отведенной и разогнутой в локтевом суставе рукой. В процессе использования специальных положений могут быть применены приспособления для деротации бедра и предплечья, шины для разведения бедер, поддержки стопы. Перечисленные лечебные мероприятия могут быть эффективны лишь на фоне режима, улучшающего общее физическое и умственное развитие ребенка.

Положительное значение имеют прогулки на воздухе в природных условиях, занятия с педагогом, расширяющие кругозор детей, общение с другими детьми в процессе игр. Необходимо также использовать элементы спорта в виде игры в мяч, езды на велосипеде, ходьбы на лыжах и др.

Продолжение книги >>







Диагностика и обследование >>


Онкологические заболевания >>


Гинекологические заболевания >>


Урологические заболевания >>


Болезни суставов и позвоночника >>


Болезни сердца и сосудов >>


Неврологические заболевания >>


Пластическая хирургия >>


Заболевания органов зрения >>


Репродуктивная сфера и ЭКО >>


Заболевания зубов и полости рта >>


Эндокринные заболевания >>


Дерматологические заболевания >>


Болезни органов дыхания >>


Трансплантация органов >>


Травматология и ортопедия >>


Программы коррекции веса >>






Аденома >>

Аневризма >>

Аритмия >>

Астма >>

Асцит >>

Бесплодие >>

Бурсит >>

Варикоз >>

Витилиго >>

Геморрой >>

Гемофилия >>

Гепатит >>

Гипертония >>

Глаукома >>

Грыжа >>

Диабет >>

ДЦП >>

Импотенция >>

Инсульт >>

Инфаркт >>

Ишемия >>

Катаракта >>

Киста >>

Коксартроз >>

Лейкемия >>

Лейкоплакия >>

Лимфосаркома >>

Меланома >>

Миокардит >>

Миома >>

Наркомания >>

Нейробластома >>

Нейродермит >>

Облысение >>

Одышка >>

Ожирение >>

Остеопороз >>

Остеохондроз >>

Панкреатит >>

Периартрит >>

Перикардит >>

Подагра >>

Проктит >>

Простатит >>

Протрузия >>

Псориаз >>

Радикулит >>

Рак желудка >>

Рак кожи >>

Рак легких >>

Рак матки >>

Саркома >>

Сколиоз >>

Туберкулёз >>

Фибромиома >>

Холецистит >>

Цирроз >>

Шизофрения >>

Эндокардит >>

Эпилепсия >>

Многопрофильная клиника «Герцлия Медикал Центр», расположенная неподалеку от Тель-Авива на побережье Средиземного моря, по праву является одной из лучших больниц Израиля, принимающей на лечение пациентов со всего мира.
Читать полностью >>


Онкологическая клиника «Бад Триссль» была одним из первых медучреждений Германии, занимающихся лечением онкобольных. Здесь пациентам оказывается максимально эффективная помощь.
Читать полностью >>


Клиника «Пираварт» - одна из крупнейших клиник Австрии, чьей специализией является восстановление здоровья после заболеваний нервной системы и опорно-двигательного аппарата. В клинике используют уникальные методы.
Читать полностью >>
Баден-Баден является одним из самых знаменитых бальнеологических курортов Германии. Уникальность этого курорта заключается в том целебном и омолаживающем эффекте, которым характеризуются воды его источников.
Читать полностью >>


Лечение на Мертвом море является уникальным видом терапии, который невозможно получить больше ни в одном уголке мира. Здесь излечивают нервные болезни, импотенцию, бесплодие, заболевания суставов и др.
Читать полностью >>


Курорт Карловы Вары один из наиболее известных курортов Чехии. Здесь уже многие годы отдыхают и проходят лечение люди, имеющие проблемы с желудочно-кишечным трактом, опорно-двигательным аппаратом и пр.
Читать полностью >>
Санаторий «Мисхор» один из самых известных и крупнейших в Крыму. В нем могут отдыхать и принимать лечение до 2000 человек одновременно. Санаторий находится в 15 км от центра города Ялта, рядом с берегом моря.
Читать полностью >>


Санаторий «Императорский» находится в центре чешского города-курорта Теплице. Здание здравницы - одно из самых красивых в городе. Пройти курс лечения термальными водами сюда ежегодно приезжают тысячи гостей.
Читать полностью >>


Оздоровительный комплекс «Рогнер Бад Блюмау» находится на юго-востоке Австрии. Комплекс предлагает комфортабельные условия проживания и располагает серьезной лечебной базой. Это идеальное место для релаксации.
Читать полностью >>