ЛЕЧЕНИЕ ЗА РУБЕЖОМ    ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ    МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ И ЛЕЧЕНИЯ    ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ    НОВОЕ В ЗАРУБЕЖНОЙ МЕДИЦИНЕ    ПОИСК ПО САЙТУ
С чего и как начинать:   Выбор клиники   Организация лечения   Авиаперелет   Страхование   Стоимость лечения   Справки и документы   Ответственность




Австрия


Беларусь


Болгария


Бразилия


Великобритания


Венгрия


Германия


Греция


Израиль


Индия


Испания


Италия


Казахстан


Канада


Кипр


Китай


Куба


Латвия


Литва


Польша


Сербия


Сингапур


США


Таиланд


Турция


Украина


Финляндия


Франция


Черногория


Чехия


Швейцария


Эстония


Южная Корея


Япония






Австрия


Беларусь


Болгария


Венгрия


Германия


Греция


Египет


Израиль


Иордания


Испания


Италия


Казахстан


Китай


Крым


Латвия


Литва


Польша


Румыния


Сербия


Словакия


Словения


Турция


Украина


Франция


Хорватия


Черногория


Чехия


Швейцария


Эстония


Лечение за рубежом >> Библиотека >> Задать вопрос врачу >>

Общий комплекс лечебно-профилактических мероприятий в детских санаториях


В. А. Александров, С. О. Бадылькес, 3. Е. Быховский и др.
«Частная курортотерапия»
Изд-во «Медгиз», М., 1958 г.
Приведено с сокращениями


В дореволюционной России существовало лишь несколько детских санаториев. Все они были организованы и содержались исключительно за счет общественной инициативы и частной благотворительности. Внимание филантропов в первую очередь привлекали дети, больные костным туберкулезом, ввиду их явного калечества, и потому в основном для них и предназначались санатории. Первый детский санаторий был открыт в 1872 г. в Ораниенбауме. Лишь через 30 лет было открыто еще несколько детских санаториев — в Виндаве, Сестрорецке, Алупке и еще позднее — в Геленджике. Пожертвования на устройство санаториев поступали крайне туго; все санатории имели по 20—30 коек, устройство их было очень примитивным, содержание больных детей — более, чем скромным.

Первая попытка лечить детей на бальнеологических курортах была осуществлена в 1882 г. на средства, собранные от чтения лекций: в Старой Руссе организовали детскую лечебную колонию на 10 коек, в которую направлялись дети с золотухой, малокровием и истощением. Позднее такого же типа лечебные колонии были созданы в Кеммерне, Славянске и некоторых других местах.

Из литературных источников известно, что уже в конце прошлого века некоторые состоятельные люди привозили своих детей лечиться на Одесские лиманы, а также в Евпаторию и на Кавказские Минеральные Воды, но никаких детских лечебных учреждений там не было. После Великой Октябрьской социалистической революции уже с 1918 г. начала развертываться санаторная помощь детям. Основной задачей детских санаториев тех лет было участие в борьбе с туберкулезными заболеваниями детского населения. В соответствии с этим санатории развертывались для детей, больных костным или легочным туберкулезом, или же профилактические — для детей, «угрожаемых по туберкулезу», т. е. ослабленных.

В основу развития санаторной помощи детям в СССР были положены взгляды крупнейших советских педиатров А. А. Киселя и П. С. Медовикова, а также Т. П. Краснобаева, считавших, что в основном санаторное лечение детей должно осуществляться в привычных для детей климатических условиях. Это определило то положение, при котором в СССР развернута детская санаторная сеть во всех республиках и областях.

Метод лечения детей на бальнеологических курортах получил распространение лишь в 30-х годах нашего века. Существовало очень долгое время ни на чем не основанное мнение, что бальнеотерапия не может иметь особого применения при лечении детей. поэтому открытый в Железноводске в 1929 г. детский санаторий использовался лишь как климатическая станция для малокровных и ослабленных детей. С 1932 г. на базе этого санатория сотрудники П. С. Медовикова начали проводить научные работы, на основании которых санаторий вскоре перешел на лечение детей с заболеваниями желудочно-кишечного тракта, печени, нарушений обмена веществ. В 1937 г. П. С. Медовиков и А. К. Шенк подали докладную записку народному комиссару здравоохранения и в следующем году были организованы детские кардиологические санатории в Кисловодске и Сочи, а затем в Евпатории — санаторий для детей с последствиями полиомиелита. Бальнеологические детские санатории были организованы в Славянске, в Холодной Балке под Одессой, на курорте «Озеро Шира» в Красноярском крае.

Великая Отечественная война приостановила дальнейшее развитие детского санаторного дела. Подавляющее большинство детских санаториев было свернуто, а попавшие в районы временной оккупации разрушены. Но еще до окончания войны необходимость быстрой ликвидации санитарных последствий войны среди детского населения страны вызвала наряду с рядом других мероприятий интенсивное восстановление сети детских санаториев.

Восстанавливаемая детская санаторная сеть одновременно и реорганизовывалась с целью превращения санаториев в специализированные лечебные учреждения. Детские санатории довоенных лет в основной массе носили характер учреждений общеоздоровительного типа. Почти половина из них функционировала только в течение летних месяцев и служила для отдыха практически здоровых детей. Ряд детских санаториев находился на хозяйственном расчете. Сроки пребывания детей в санаториях общего типа колебались от 28 до 40 дней, а в костнотуберкулезных санаториях — 6 месяцев и меньше.

В послевоенные годы в связи с проведенной реорганизацией облик детских санаториев резко изменился. Почти вся детская санаторная сеть (92%) была переведена на государственный бюджет, что позволило установить длительные сроки лечения; все детские санатории, которые было возможно переоборудовать, перешли на круглогодовое функционирование (86%). Санатории быстро оснащались и дооборудовались. Во главе всех детских санаториев были поставлены врачи соответствующих специальностей. Детские санатории получили дифференцированные в соответствии с профилем штаты медицинских работников и педагогов, развернулась систематическая работа по повышению квалификации врачей. Все эти мероприятия привели к тому, что к началу шестой пятилетки подавляющее большинство детских санаториев действительно представляет собой квалифицированные лечебно-профилактические учреждения. Основная сеть детских санаториев развернута на местах. Но и на курортах, главным образом на бальнеологических, число детских санаториев за послевоенные годы значительно возросло.

Где бы ни был расположен детский санаторий — на курорте или вне его, каков бы ни был его медицинский и возрастной профиль, каковы бы ни были применяемые в нем специальные методы лечения, основной комплекс лечебно-оздоровительных мероприятий является общим для всех детских санаториев, несколько видоизменяясь в зависимости от возраста и здоровья детей. Задача этого комплекса — создать больному ребенку такие благоприятные условия, которые дали бы ему возможность окрепнуть физически, повысить свой психический и эмоциональный тонус и тем помогли бы организму справиться с болезнью. Опыт показывает, что специальные методы лечения наиболее эффективны, если их применяют на фоне разнообразных общеоздоровительных мероприятий. К ним относятся: режим дня с максимальным пребыванием на воздухе, лечебное или рациональное питание, витаминотерапия, лечебная гимнастика, аэро- и гидротерапия, интересные игры и занятия, для детей школьного возраста — школьные занятия, а также мероприятия, ограждающие детский коллектив санатория от возможности заражения инфекционными заболеваниями.

Режим дня в детском санатории, видоизменяясь в деталях в зависимости от возраста детей, состояния их здоровья, географического положения санатория и времени года, является не только щадящим, но и оказывает стимулирующее воздействие на детей. В зависимости от контингента больных степень щажения и степень тренирования будут различными. Правильность применяемого режима оценивается по реакциям ребенка на обычные повседневные раздражители, по особенностям его поведения, субъективным жалобам, а также по некоторым объективным показателям.

В норме организм ребенка реагирует довольно быстро на изменяющиеся условия окружающей среды. Даже если эти условия подвергаются резким колебаниям, здоровый детский организм успевает к ним приспособиться путем соответствующих реакций нервной системы. И. П. Павлов говорит, что в таких случаях процессы нервной деятельности «... должны обладать высокой подвижностью, способностью быстро, по требованию внешних условий, уступать место, давать преимущество одному раздражителю перед другим, раздражению перед торможением и обратно» (Избранные произведения, М., 1949, стр. 483).

Чрезмерно сильные или средней силы раздражители, действующие постоянно и длительно, а также разного рода интоксикации и инфекционные заболевания нарушают эту способность пускать в ход то торможение, то раздражение, и организм теряет способность правильно реагировать на меняющиеся условия среды. Это приводит к быстрой истощаемости нервных процессов, нарушается закон соответствия силы реакции и силы раздражения. Изменение реактивности может зависеть от общего равномерного переутомления всей нервной системы ребенка или от преимущественного переутомления той или иной ее функции. Отдых обычно ведет к нормализации реактивности ребенка, но в одних случаях необходимо дать ему общий отдых, а в других обеспечить разгрузку наиболее пострадавшей функции организма и регулирующей ее нервной системы.

В санатории обычно направляют детей с ослабленной приспособляемостью к изменениям условий среды. Их реакции отличаются недостаточной способностью концентрации соответствующего процесса, наклонностью к общим генерализованным реакциям, а также инертностью, медленной сменой одних процессов другими. Их работоспособность снижена, они быстро устают, не могут долго сосредоточиться на одном занятии или игре, отличаются непоседливостью, рассеянностью. Настроение у них обычно неровное, аппетит изменчив с наклонностью к снижению, сон неглубокий с многочисленными сновидениями. Такие дети часто отличаются обидчивостью, неуживчивостью, упрямством и даже негативизмом.

Все это указывает на то, что под влиянием перенесенного острого заболевания или наличия хронического заболевания в реактивности ребенка произошел сдвиг — у него развилось состояние соматогенного психоневроза. Образ жизни, который ребенок вел дома до поступления в санаторий, вследствие сниженной адаптационной способности его центральной нервной системы был для него слишком труден. Такой ребенок требует отдыха и разгрузки от обычных раздражителей; в санатории в течение определенного времени для него должен быть установлен щадящий режим.

Но держать ребенка длительно на полностью щадящем режиме нельзя: это поведет к его изнеживанию и снижению приспособительных реакций. поэтому при намечающемся повороте к нормализации его реактивности в режим постепенно вводятся тренирующие раздражители. Показанием к этому служит выравнивание характера, эмоциональная устойчивость, повышение работоспособности, снижение субъективных жалоб, появление адекватных реакций на окружающее и изживание повышенной реактивности. Правильно построенный режим дня обычно быстро приводит к нормализации реактивности ребенка. В основу режима кладется правильное чередование периодов отдыха и периодов активной деятельности. В первый период пребывания ребенка в санатории при щадящем режиме периоды отдыха должны превалировать.

В условиях санатория продолжительность сна вообще несколько больше, чем для здоровых детей, а особенно в первое время на многих детей благотворно влияет продленный физиологический сон. Режим дня строится таким образом, чтобы дети возможно дольше находились на воздухе. С этой целью дневной сон в течение всего года проводится на верандах; в ряде случаев на воздухе проводится и ночной сон. Летом дети полностью проводят время на воздухе. Зимой они должны гулять в общей сложности не менее 5 часов в течение дня; с детьми школьного возраста ежедневно один из устных уроков проводится на воздухе.

В санаториях детей не только лечат — их воспитывают и обучают, им создают интересную содержательную жизнь: прогулки, экскурсии, различные подвижные и спокойные игры, школьные занятия, массовые развлечения и т. п. Но каждое из этих мероприятий, представляя собой определенную нагрузку — физическую, умственную или эмоциональную, требует соответствующей дозировки. Конечно, создавать индивидуальные режимы для каждого ребенка практически невозможно. Создаются дифференцированные групповые режимы, обычно три. В группу первого режима включаются дети достаточно крепкие, у которых нет выраженных отклонений со стороны внутренних органов. Этот режим можно назвать стимулирующим.

На втором режиме находятся дети, у которых имеются выраженные функциональные отклонения со стороны внутренних органов или же с быстрой истощаемостью нервной системы. Третий режим — это постельный и полупостельный. Режим должен быть динамичным и постепенно по мере восстановления здоровья ребенка переходить из щадящего в стимулирующий. В режим дня включается правильный распорядок часов приема пищи. Точно установленный ритм питания детей имеет исключительно большое значение, способствуя правильной деятельности пищеварительных желез, правильному течению процессов обмена.

В условиях детских санаториев наиболее целесообразно пятиразовое питание, причем одно из них — 2-й завтрак или полдник — состоит из фруктов, овощей или соков. Более частые приемы пищи применяются лишь в отдельных случаях по назначению лечащего врача.

Режим питания в детских санаториях строится по двум вариантам в зависимости от того, проводится ли дневной сон после второго завтрака до обеда или же после более раннего обеда. В пользу каждого из этих вариантов ученые приводят ряд доказательств. Практический же опыт показывает, что в ряде случаев, безусловно, целесообразнее, чтобы дети обедали в более поздние часы дня после сна. В санаториях на бальнеологических курортах, где дети утром получают климато-бальнеологические процедуры, всегда представляющие для них значительную нагрузку, они плохо едят за обедом, если предварительно основательно не отдохнут. В жаркую погоду дети хуже едят, если обед приходится на самые знойные часы дня; аппетит у них значительно лучше, если они обедают позже, когда жара становится меньше, а в дообеденные, самые жаркие часы дня они отдыхали на прохладных верандах. Это следует учитывать при составлении режима дня в санаториях юга, а летом — и в средней полосе.

Долгое время существовало мнение, что в санаториях дети должны получать очень усиленное питание. Сейчас установлено, что перекармливание не приносит пользы ни здоровым, ни больным, в том числе и при туберкулезе. В основу питания детей в санаториях кладутся возрастные физиологические нормы, но их увеличивают на 15—20%. Это необходимо в связи с большими энергетическими затратами, связанными с длительным пребыванием на открытом воздухе, с занятиями физической культурой, приемом различных процедур. При туберкулезе и хронических заболеваниях верхних дыхательных путей в связи с часто наблюдающимся повышением основного обмена даже при постельном режиме необходимо повышение пищевого рациона.

Ослабленный или больной ребенок должен получать полноценное по качеству питание. поэтому В пищевом рационе наиболее биологически ценные животные белки составляют примерно 75% всех белков, все жиры должны быть животного происхождения; в рационе должно быть достаточное количество минеральных солей и витаминов. Особенно большое внимание следует обращать на насыщенность питания витаминами, так как потребность в витаминах у ослабленных и больных детей в несколько раз больше, чем у здоровых.

Лечебное питание применяется в санаториях, предназначенных для лечения детей, страдающих заболеваниями желудочно-кишечного тракта, печени и желчных путей, почек, нарушениями обмена. В остальных санаториях дети получают рациональное питание, в том числе и в ревматических санаториях. Испробованные в этих последних различные специальные диеты, отрицательно влияя на настроение больных детей, не оказывали положительного влияния на течение ревматического процесса.

Очень большое значение имеет составление меню, его разнообразие, подача блюд. Аппетит у детей в той или иной степени нарушается почти при всех заболеваниях. Ресторанная система в детских санаториях не применяется. Но в тех случаях, когда в силу болезненного состояния отсутствие аппетита у ребенка носит особенно выраженный характер, в первое время необходимо составлять для него особое меню с включением тех блюд, которые он любит.

Во всех детских санаториях широко используются природные лечебные факторы — воздух, солнце, вода, а на бальнеологических курортах и специальные факторы — минеральные источники, грязи и др. Механизм действия различных природных факторов на организм ребенка примерно такой же, как и у взрослых. Поэтому останавливаться подробно на этих вопросах в данной главе излишне. Необходимо лишь обратить внимание на некоторые особенности использования этих факторов в детской практике в связи с некоторыми различиями реактивности детского организма и взрослого.

Как в местном санатории, так и в расположенном на курорте нельзя говорить об изолированном действии того или иного лечебного фактора. Нельзя говорить, что в детском санатории, расположенном в горной, степной или приморской местности, на организм ребенка, на течение его заболевания оказывает влияние только данный климат, а на бальнеологическом курорте — только грязелечение или питье минеральной воды и т. п. Везде и всегда ребенок находится под благотворным воздействием ряда природных факторов, сочетающихся со всем комплексом применяемых в санаториях оздоровительных мероприятий. Только после такой оговорки можно остановиться отдельно на использовании различных лечебных факторов для лечения детей.

Независимо от профиля детского санатория одной из его основных задач является выработка у больных или ослабленных детей устойчивости к охлаждениям тела. Если ребенок в этом отношении не закален, то даже небольшое охлаждение легко влечет зге собой простуду, а каждая простуда ослабляет ребенка и отрицательно сказывается на его основном заболевании.

В организме здорового человека, как взрослого, так и ребенка, при охлаждении тела изменяется кровообращение, что ведет к увеличению выработки тепла и к уменьшению теплоотдачи и, таким образом, охлаждение не приносит вреда. Развитию способности организма реагировать таким образом на охлаждение содействует ряд так называемых закаливающих мероприятий. Эти мероприятия осуществляются в каждом детском санатории. Конечно, всякое закаливание строго индивидуализируется в зависимости от возраста ребенка, характера заболевания и его фазы, а также от уже имеющейся степени тренированности организма.

Воздушные ванны — это наиболее мягкое, но весьма эффективное закаливающее мероприятие. К применению воздушных ванн у детей, тело которых не привычно к воздействию воздуха, приступают очень осторожно. Первые ванны проводятся без раздевания ребенка — лишь спускают чулки, засучивают рукава и расстегивают воротник. При последующих сеансах тело ребенка обнажают все больше. Продолжительность первых воздушных ванн — от 2 до 3 минут, а затем их постепенно доводят до 20—30 минут и более.

Дети могут начинать прием воздушных ванн при температуре воздуха не ниже 18° в тени. После тренировки к действию холода они могут принимать их при температуре 12—10° и даже 8°. Во время приема воздушной ванны на мальчиках должны быть надеты только трусы, а на девочках — и лифчики. Дети принимают воздушные ванны, находясь все время в движении (подвижные игры или легкие гимнастические упражнения), так как при движениях организм вырабатывает больше тепла и потому ребенок лучше справляется с охлаждением.

При некоторых заболеваниях воздушные ванны следует применять с большой осторожностью, тщательно наблюдая за общим состоянием ребенка, за его непосредственными и отдаленными реакциями на ванны. Это относится к детям, страдающим туберкулезом в фазе обострения, к детям, больным ревматизмом с незаконченным воспалительным процессом в сердце, с повышенной реактивностью и неустойчивостью эмоциональной сферы, к детям, у которых снижены функциональные пробы сердечнососудистой системы. Более смело можно назначать воздушные ванны детям с хроническими неспецифическими заболеваниями дыхательных путей даже при наличии субфебрильной температуры, но без расстройства сердечно-сосудистой системы, детям, страдающим психоневрозами, с пониженной реактивностью, реконвалесцентам после хирургических вмешательств, в восстановительном периоде полиомиелита, страдающим костно-суставным туберкулезом без признаков обострения интраторакального или интраабдоминального очага.

Солнечные ванны. При назначении детям солнечных ванн следует учитывать некоторые особенности детского организма. Во-первых, дети, особенно блондины с нежной, тонкой, слабо пигментированной кожей, при неправильной дозировке довольно легко получают солнечные ожоги. Во-вторых, у детей младшего возраста в связи с менее совершенной, чем у взрослых, системой терморегуляции наступает перегревание, которое может дать картину теплового удара и послужить толчком к развитию расстройств пищеварения типа токсической диспепсии.

Переносимость детьми солнечных ванн крайне индивидуальна. Избыточное пребывание ребенка на солнце ведет к понижению аппетита, к повышению нервной возбудимости, к нарушению сна. Все это заставляет относиться с соответствующей осторожностью к назначению детям солнечных ванн и проводить их с учетом реакций организма ребенка. Если ребенок начинает плохо есть, плохо спать, жалуется на головные боли, становится раздражительным или вялым, солнечные ванны следует отменить и заменить воздушными. Объективными признаками перегревания ребенка является сильное покраснение лица, учащение пульса, потливость и общее беспокойство.

Важную роль в переносимости детьми солнечных ванн играет методика их применения. В большинстве санаториев солнечные ванны проводят в виде неподвижного лежания на солнце в течение назначенного врачом времени, причем дети по сигналу поворачиваются, подставляя действию солнечных лучей различные поверхности тела. От такого метода проведения солнечных ванн у детей следовало бы отказаться. Гораздо лучше дать им возможность в течение определенного времени свободно передвигаться на солнце и в тени, руководствуясь своим самочувствием. На всех детях должны быть надеты трусы, на девочках — и лифчики. При такой методике дети получают вполне достаточное количество солнечной радиации, но никаких неприятных последствий обычно не наблюдается. Эмоциональное влияние солнечных ванн такого типа значительно лучше, так как дети обычно очень не любят неподвижное лежание на солнце и тяготятся приемом таких процедур.

Время дня для приема солнечных ванн зависит от климатической полосы, времени года и от погоды. В средней полосе солнечные ванны обычно принимают в 10—11 часов утра, на юге — в 8—8 1/2 часов. В очень жаркие дни прием солнечных ванн передвигается на еще более ранние часы. Детям разрешают принимать солнечные ванны при температуре не ниже 20° в тени. Длительность первой ванны — от 3 до 5 минут, а затем ее постепенно увеличивают в зависимости от реакции организма. Далеко не все дети могут принимать солнечные ванны. Многим из них лучше назначать воздушные ванны, которые они переносят значительно легче и в то же время все же получают достаточное количество солнечной радиации в виде рассеянных солнечных лучей, которых очень много к в тени.

В закаливании детей большое значение имеют водные процедуры. Применение их в первую очередь преследует цель снятия рефлекторной связи между кожей ног и шеи и слизистыми оболочками верхних дыхательных путей. Это достигается путем систематической обработки указанных рефлексогенных зон водой при постепенном снижении ее температуры. Детей в санатории приучают ежедневно мыться до пояса с последующим растиранием тела мохнатым полотенцем, а также принимать ножные ванны длительностью 3—5 минут. Ребенок держит ноги в воде до щиколотки, но не неподвижно, а «топчется» ими. После ванны ноги растирают мохнатым полотенцем насухо. Воду для указанных процедур сначала назначают теплую (34°), но ежедневно температуру ее постепенно снижают, пока не доведут до комнатной. Описанные методы закаливания противопоказаны при воспалительных процессах в почках, при малярии, активном туберкулезном процессе.

В детских санаториях широко применяются водные процедуры в виде обтираний всего тела пресной или соленой водой. Обтирания производят при подъеме после утреннего или дневного сна. Сначала пользуются теплой водой — от 34 до 35°, а затем через каждые 5 дней температуру воды постепенно снижают и доводят до комнатной, т. е. до 25—26°. Перед сном детям рекомендуется теплый 35—36° душ или обливание водой такой же температуры из лейки с сеткой. Теплые души успокаивающе действуют на нервную систему, способствуют спокойному крепкому сну; они особенно показаны нервным, легко возбудимым детям.

Еще лучше на нервных детей влияют принимаемые перед сном теплые— температурой в 35° — ванны с последующим подливанием горячей воды для доведения температуры ванны до 37°. Продолжительность приема ванны — от 5 до 10 минут. Обычно такие ванны назначают через день. Они не играют роли закаливающей процедуры, а служат, как и теплые души, для успокоения нервной системы. Купание детей в открытых водоемах является сильным тренирующим фактором. К нему можно приступать только после предварительной подготовки воздушными ваннами, обтираниями и обливаниями в течение примерно 2 недель.

В средней климатической полосе дети могут начать купаться в открытых водоемах при температуре воздуха в тени не ниже 20°, более старшие дети — при температуре не ниже 18°, причем в безветренную погоду или лишь со слабым ветерком. Температура воды должна быть не ниже 20°. В начале купание разрешается в течение 2—3 минут, а затем продолжительность его доводится до 5—10 минут в зависимости от самочувствия ребенка. Лучшее время для купания — от 10 до 12 часов дня, на юге — до 11 часов утра. Здоровым детям обычно разрешается купаться до 2 раз в день, ослабленным же детям это не рекомендуется.

Купание детей, особенно дошкольников, хорошо сочетать с подвижными играми в воде. Более старших можно обучать плаванию. Купание как в море, так и в пресной воде обычно сочетается с приемом воздушных и солнечных ванн. Широко применяется купание в лиманах детей, страдающих нарушениями процессов обмена, артралгиями, хроническими полиартритами инфекционной этиологии, с последствиями полиомиелита. К купаниям в лимане обычно приступают после предварительного приема курса теплых рапных или морских ванн, с постепенно понижающейся температурой.

Особенностью бальнеологического лечения у детей является то, что оно никогда не проводится форсированными темпами, методика его применения и дозировка таковы, чтобы не дать ребенку большей нагрузки, чем это допустимо в его возрасте и при его состоянии здоровья. Курс бальнеолечения в детских санаториях начинается лишь после достаточно длительного периода акклиматизации, который длится 12— 15 дней. За это время ребенок имеет возможность не только приспособиться к новым для него климатическим условиям, но и к новой для него среде, к новым условиям жизни, к новым людям. Чем более ослаблен ребенок и чем он моложе, тем труднее для него такая перестройка.

Темп приема бальнеопроцедур у детей всегда более замедлен, чем у взрослых. Дети получают грязевые процедуры или лечебные минеральные ванны через день (младшие дети и более ослабленные — через два дня на третий). Такие промежутки между процедурами делают с той целью, чтобы ребенок успел полностью отдохнуть от предыдущей процедуры. Иначе, как показывает опыт, дети утомляются, что отражается на их самочувствии. Детям никогда не назначают в одир и тот же день и бальнеологическую процедуру, и физиотерапевтическую. Физиотерапия проводится в те дни, когда ребенок свободен от бальнеолечения.

При определении числа бальнеопроцедур, их длительности и температуры учитывают состояние ребенка, его возраст и переносимость им процедур. Обычно их назначают от 8 до 12 на курс. В последнее время все более намечается тенденция назначать детям грязевые процедуры менее горячие, чем практиковалось раньше, — примерно не выше 40°. Грязи применяются в виде аппликаций или браслетов, а при плохой переносимости их — в виде гальваногрязи. При плохой переносимости общих углекислых ванн в детской практике широко пользуются парциальными углекислыми ваннами.

Установленный на бальнеологических курортах двухмесячный срок лечения детей позволяет им вполне акклиматизироваться, после чего спокойным темпом проводится курс бальнеолечения, и ребенок может еще около 2 недель отдохнуть и постепенно перейти на режим, более близкий к обычному. Во всех детских санаториях независимо от их географического положения широко применяется климатолечение. Воздушные ванны являются лишь одним из его элементов. Оно осуществляется путем обязательного проведения на воздухе дневного сна во все время года и ночного сна — в теплые месяцы года, путем максимально возможного по времени года и по погоде вынесения на воздух игр и занятий детей, путем прогулок и экскурсий детей, не находящихся на постельном режиме.

В комплекс лечения детей в санаториях любого медицинского профиля обязательно входит лечебная гимнастика. Формы ее проведения изменяются в зависимости от состояния здоровья и возраста детей, находящихся в данном санатории. Основной формой лечебной гимнастики является утренняя зарядка. В санаториях различного профиля для детей с различными заболеваниями, в различных фазах одного и того же заболевания имеются специально разработанные дифференцированные комплексы лечебной гимнастики.

Занятия лечебной гимнастикой оказывают на больного или ослабленного ребенка общее благоприятное воздействие, способствуют созданию бодрого настроения, повышению активности и работоспособности. поэтому лечебной гимнастикой в той или иной форме занимаются все дети, находящиеся в санаториях, за исключением тех, у которых наблюдается обострение основного заболевания или возникает интеркуррентное заболевание. Дети, находящиеся на постельном или полу посте льном режиме, занимаются гимнастикой лежа или сидя. Иногда эти занятия заключаются лишь в дыхательных упражнениях или же к ним присоединяют другие, доступные таким детям виды упражнений.

Помимо общей гимнастики, целью которой является воздействие на весь организм, при ряде заболеваний проводятся и специальные упражнения, предназначенные для восстановления функций, нарушенных данным заболеванием. Широкое применение такая гимнастика имеет в санаториях для детей с последствиями полиомиелита и реконвалесцентов после туберкулезного менингита при наличии остатсчных явлений в виде параличей конечностей. В последние годы все больше внимания стали уделять гимнастике в костно-туберкулезных санаториях. Лечебная гимнастика во всех ее видах является фактором раздражающей терапии, и потому вопрос о правильной методике ее проведения и о правильной ее дозировке имеет серьезное значение, поэтому приходится учитывать не только характер заболевания и возраст ребенка, но степень снижения у него адаптационной способности.

После занятий гимнастикой ребенок не должен чувствовать утомления. Поэтому при любом комплексе упражнений продолжительность всего занятия в целом короче, периоды подготовительных и успокаивающих упражнений более продолжительные и периоды отдыха более длительные, чем при выполнении тех же упражнений здоровыми детьми. При разработке комплексов упражнений для детей надо помнить, что дети вообще, а тем более ослабленные, быстро устают при продолжительном выполнении одного и того же движения в одном и том же темпе. Движения в комплексах следует разнообразить. При занятиях с детьми особенно хорошо вносить в гимнастические упражнения элемент игры. Чем меньше дети, тем больше занятия гимнастикой должны походить на игру. В условиях детских санаториев широко этим пользуются.

При оценке влияния гимнастики на ослабленных детей необходимо учитывать как непосредственную реакцию ребенка, так и отдаленную. Это касается не только реакции со стороны сердечно-сосудистой системы и центральной нервной системы: очень большое значение имеют и реакции детей в виде изменения их настроения, сна, аппетита, поведения. При правильном проведении занятия ребенок не утомлен, бодр, хорошо настроен и охотно приходит на занятия гимнастикой в следующий раз.

Во многих санаториях состояние здоровья детей допускает проведение подвижных игр и занятие такими видами спорта, как хождение на лыжах, катание на коньках, волейбол, баскетбол, лапта, городки, кегли с разрешения лечащего врача и в разрешенных им для каждого ребенка пределах. В условиях санаториев ко всякого рода спортивным соревнованиям следует подходить с очень большой осторожностью, потому что они всегда сопряжены не только с физической нагрузкой, но и с нервным напряжением, а также потому, что нельзя полагаться на достаточный самоконтроль ребенка. Очень большое значение в детских санаториях имеют мероприятия, ограждающие детский коллектив от острых инфекционных заболеваний. В санаториях находятся дети ослабленные, следовательно, со сниженным иммунитетом и поэтому особенно легко поддающиеся инфекционным заболеваниям.

Любое инфекционное заболевание нарушает проводимое в санатории лечение, сводит на нет уже достигнутые благоприятные результаты. Так, например, даже кратковременное заболевание ангиной или гриппом ребенка, находящегося в санатории, для детей, больных ревматизмом, служит противопоказанием для дальнейшего проведения курса бальнеолечения.

В карте санаторно-курортного отбора для детей (утверждена Министерством здравоохранения СССР в 1955 г.) направляющее ребенка лечебное детское учреждение обязано указать, какие инфекционные болезни он перенес, какие ему сделаны профилактические прививки. Кроме того, ребенок должен иметь справку от районного эпидемиолога о том, что в квартире, где он живет, в детском саду или классе, который он посещает, в течение 3 недель не было острых заразных заболеваний. Требуется также справка о том, что ребенок не является бациллоносителем дифтерии, а для детей дошкольного возраста — и дизентерии.

При приеме ребенка ему измеряют температуру и дежурный врач санатория проводит тщательный профилактический осмотр. При малейшем подозрении на наличие какого-либо инфекционного заболевания ребенка направляют в изолятор. В санаториях, где производится одновременная смена всех детей, на первые 2 недели после их приезда по мере возможности детей разных отделений разобщают — не устраивают массовых развлечений, прогулок и т. п.; каждое утро проводится профилактический осмотр. В санаториях, куда детей принимают группами, вновь принятые дети в течение 3 недель не общаются с остальными детьми (чем меньше дети, тем тщательнее соблюдаются эти правила).

Во избежание заноса инфекции кем-либо из сотрудников каждый из них в установленные сроки проходит медицинский осмотр, а на работу сотрудники принимаются лишь после всестороннего медицинского освидетельствования. Из тех же соображений посещение детей родственниками допускается только при соблюдении ряда мер предосторожности — свидания по возможности организуются на воздухе и т. п. При появлении в санатории какого-либо острого инфекционного заболевания проводятся все требуемые при данном заболевании противоэпидемические мероприятия, а группа детей, в которой заболел ребенок, разобщается с остальными группами на установленный срок.

При проявлениях недомогания ребенка немедленно помещают в изолятор. Под изолятор в детских санаториях выделяется такое помещение, которое обеспечивает полное отсутствие контакта между заболевшими. Число коек в изоляторе предусматривается не менее чем 5% общего числа детей школьного возраста и 10% числа детей дошкольного возраста. В заключение следует остановиться на санитарно-просветительной работе, которая в условиях детских санаториев проводится очень широко: с сотрудниками, с детьми и с их родителями.

Целью санитарно-просветительной работы с сотрудниками является ознакомление с основными анатомо-физиологическими особенностями детского организма, нервно-психической сферы ребенка и с вытекающими отсюда требованиями к уходу за детьми, к их воспитанию; ознакомление с теми заболеваниями, с которыми поступают дети в данный санаторий, с признаками острых детских инфекционных заболеваний и с мероприятиями по борьбе с ними. С детьми проводят беседы, которые знакомят их со значением для здоровья выполнения правил личной гигиены, со знанием закаливания, режима, правильного питания и т. п.

Эти же вопросы освещаются и в беседах с родителями, кроме того, с ними желательно проводить беседы о предупреждении детской нервности, о воспитании ослабленного ребенка в семье и т. д. Таков в основных чертах тот комплекс общесанаторных мероприятий, на фоне которого проводятся специальные методы лечения в соответствии с медицинским профилем каждого детского санатория.

Продолжение книги >>







Диагностика и обследование >>


Онкологические заболевания >>


Гинекологические заболевания >>


Урологические заболевания >>


Болезни суставов и позвоночника >>


Болезни сердца и сосудов >>


Неврологические заболевания >>


Пластическая хирургия >>


Заболевания органов зрения >>


Репродуктивная сфера и ЭКО >>


Заболевания зубов и полости рта >>


Эндокринные заболевания >>


Дерматологические заболевания >>


Болезни органов дыхания >>


Трансплантация органов >>


Травматология и ортопедия >>


Программы коррекции веса >>






Аденома >>

Аневризма >>

Аритмия >>

Астма >>

Асцит >>

Бесплодие >>

Бурсит >>

Варикоз >>

Витилиго >>

Геморрой >>

Гемофилия >>

Гепатит >>

Гипертония >>

Глаукома >>

Грыжа >>

Диабет >>

ДЦП >>

Импотенция >>

Инсульт >>

Инфаркт >>

Ишемия >>

Катаракта >>

Киста >>

Коксартроз >>

Лейкемия >>

Лейкоплакия >>

Лимфосаркома >>

Меланома >>

Миокардит >>

Миома >>

Наркомания >>

Нейробластома >>

Нейродермит >>

Облысение >>

Одышка >>

Ожирение >>

Остеопороз >>

Остеохондроз >>

Панкреатит >>

Периартрит >>

Перикардит >>

Подагра >>

Проктит >>

Простатит >>

Протрузия >>

Псориаз >>

Радикулит >>

Рак желудка >>

Рак кожи >>

Рак легких >>

Рак матки >>

Саркома >>

Сколиоз >>

Туберкулёз >>

Фибромиома >>

Холецистит >>

Цирроз >>

Шизофрения >>

Эндокардит >>

Эпилепсия >>

Многопрофильная клиника «Герцлия Медикал Центр», расположенная неподалеку от Тель-Авива на побережье Средиземного моря, по праву является одной из лучших больниц Израиля, принимающей на лечение пациентов со всего мира.
Читать полностью >>


Онкологическая клиника «Бад Триссль» была одним из первых медучреждений Германии, занимающихся лечением онкобольных. Здесь пациентам оказывается максимально эффективная помощь.
Читать полностью >>


Клиника «Пираварт» - одна из крупнейших клиник Австрии, чьей специализией является восстановление здоровья после заболеваний нервной системы и опорно-двигательного аппарата. В клинике используют уникальные методы.
Читать полностью >>
Баден-Баден является одним из самых знаменитых бальнеологических курортов Германии. Уникальность этого курорта заключается в том целебном и омолаживающем эффекте, которым характеризуются воды его источников.
Читать полностью >>


Лечение на Мертвом море является уникальным видом терапии, который невозможно получить больше ни в одном уголке мира. Здесь излечивают нервные болезни, импотенцию, бесплодие, заболевания суставов и др.
Читать полностью >>


Курорт Карловы Вары один из наиболее известных курортов Чехии. Здесь уже многие годы отдыхают и проходят лечение люди, имеющие проблемы с желудочно-кишечным трактом, опорно-двигательным аппаратом и пр.
Читать полностью >>
Санаторий «Мисхор» один из самых известных и крупнейших в Крыму. В нем могут отдыхать и принимать лечение до 2000 человек одновременно. Санаторий находится в 15 км от центра города Ялта, рядом с берегом моря.
Читать полностью >>


Санаторий «Императорский» находится в центре чешского города-курорта Теплице. Здание здравницы - одно из самых красивых в городе. Пройти курс лечения термальными водами сюда ежегодно приезжают тысячи гостей.
Читать полностью >>


Оздоровительный комплекс «Рогнер Бад Блюмау» находится на юго-востоке Австрии. Комплекс предлагает комфортабельные условия проживания и располагает серьезной лечебной базой. Это идеальное место для релаксации.
Читать полностью >>