H. M. Дмитриева и В. А. Лебедева. «Детский санаторий»
Изд-во «Медгиз», М., 1958 г. Приведено с сокращениями
В основу лечения детей в санатории независимо от его медицинского профиля положен определенный комплекс лечебно-оздоровительных мероприятий, целью которых является общее укрепление организма ребенка и повышение его сопротивляемости. На фоне этого общеоздоровительного комплекса в зависимости от профиля каждого санатория в нем проводятся все необходимые при данных заболеваниях специальные методы лечения.
В общеоздоровительный комплекс входит широкое использование природных лечебных факторов, а также режим дня, питание, лечебная гимнастика и педагогические мероприятия. Правильное использование таких природных лечебных факторов, как воздух, солнце и вода, имеющихся в распоряжении любого санатория, где бы он ни находился, играет огромную роль в осуществлении одной из основных общеоздоровительных задач санатория — закаливании организма ребенка.
Педиатрам не следует забывать слова А. А. Киселя, который писал, что «надо дать детям много солнца и воздуха и тогда им не будет страшна никакая болезнь». Многие дети в силу неправильного домашнего воспитания растут изнеженными, неустойчивыми к простудным заболеваниям. Чем слабее ребенок, чем чаще он болеет, тем больше родители оберегают и изнеживают его, так что даже небольшое охлаждение ведет к заболеванию. Между тем каждая простуда ухудшает общее состояние ребенка, а если он страдает каким-либо хроническим заболеванием, то ухудшает и течение этого заболевания.
Закаливающие мероприятия имеют целью развить в организме ребенка способность реагировать на охлаждение. Закаливание ослабленного ребенка осуществляется строго индивидуально, с учетом его возраста и состояния здоровья.
Воздух является природным лечебным фактором, наиболее широко используемым с целью закаливания. В любом возрасте при любом заболевании использование свежего воздуха находит самое широкое применение в детских санаториях как при проведении режимных моментов, так и в виде специальных лечебных процедур — воздушных ванн. Они являются самыми мягкими, но крайне эффективными закаливающими процедурами. Воздушные ванны проводятся вначале при температуре воздуха не ниже 22—24° в тени, а затем и при более низкой температуре — до 18° в защищенном от ветра месте. Длительность воздушной ванны строго индивидуальна — от 2 минут до 20—30—60 минут. Во время приема воздушной ванны с детьми могут проводиться неутомительные подвижные игры или легкие гимнастические упражнения с целью увеличения выработки тепла организмом. Чем более изнежен ребенок, тем постепеннее следует приучать его тело к воздействию воздуха: первые воздушные ванны проводить в комнате при открытых окнах, обнажать тело не все сразу, а постепенно.
В холодные месяцы года — с сентября по май — воздушные ванны проводятся в помещении при температуре воздуха 19—20° во время гигиенической гимнастики, которую дети делают сначала в легких халатиках или в трусах и майках, в тапочках и носках, а затем только в трусах и тапочках. С большой осторожностью и обязательно под непосредственным руководством лечащего врача проводятся воздушные ванны у детей в подострой фазе ревматизма, с явлениями недостаточности кровообращения, со сниженными показателями функциональных проб сердечно-сосудистой системы, с туберкулезом в фазе обострения, а также у детей с повышенной реактивностью и эмоциональной неустойчивостью.
Более резкое влияние на организм оказывают солнечные ванны. Не все ослабленные дети хорошо переносят эту процедуру. К назначению солнечных ванн врач должен подходить очень осторожно, следить за тем, как ребенок реагирует непосредственно на прием солнечной ванны и какое влияние они оказывают вообще на его состояние — не появляется ли ухудшение сна, аппетита, раздражительность или, наоборот, вялость, жалобы на головную боль; нередко у детей происходит снижение количества гемоглобина крови, падает кровяное давление. Надо особо подчеркнуть, что к таким последствиям ведут не только солнечные ванны, но и избыточное пребывание ребенка на солнце в течение дня. В этих случаях следует запретить ребенку пребывание на солнце, а солнечные ванны заменить воздушными. При воздушных ваннах тело ребенка получает вполне достаточное количество солнечной радиации в виде рассеянных солнечных лучей, которых много и в тени. Переносимость детьми солнечных ванн хуже, чем у взрослых, потому что у них система терморегуляции еще недостаточно развита; чем моложе ребенок, тем это недоразвитие более выражено. Поэтому у детей перегревание со всеми его отрицательными последствиями наступает легче, чем у взрослых людей. Особенно опасно перегревание на солнце для детей дошкольного возраста, так как оно нередко ведет к тяжелым расстройствам пищеварения, иногда типа токсической диспепсии, поэтому солнечные ванны им проводятся обязательно под контролем врача.
Переносимость детьми солнечных ванн во многом зависит от методики их проведения. Во многих санаториях дети получают солнечные ванны, лежа неподвижно на солнце в течение определенного времени и переворачиваясь по сигналу через каждые 2 минуты на спину, живот, бока. Такие солнечные ванны утомляют детей, дети тяготятся их приемом. Можно полностью присоединиться к мнению проф. Д. Д. Лебедева, который считает, что от такой методики проведения солнечных ванн следует отказаться, как это уже сделано во многих детских санаториях.
Так, во время, назначенное для приема солнечных ванн, детям, одетым только в трусы и панамки (девочки и в лифчики), разрешается передвигаться на солнце, заходить в тень по самочувствию. Такие солнечные ванны гораздо лучше переносятся детьми, оказывают на них хорошее эмоциональное влияние, а по эффективности не уступают неподвижному лежанию на солнце. Солнечным ваннам всегда должна предшествовать подготовка в виде приема в течение 7—10 дней воздушных ванн. Если солнечные ванны полезны данному ребенку и метод их проведения подобран для него правильно, то самочувствие у него хорошее, он бодр, хорошо спит, с аппетитом ест.
Солнечные ванны дети могут принимать при условии, что температура воздуха в тени не ниже +20°. Продолжительность солнечной ванны определяется реакцией на нее ребенка. Первые ванны всегда даются короткие — 2—6 минут, а затем они постепенно удлиняются, но не более чем до 30 минут. Время приема солнечных ванн зависит от места нахождения санатория, времени года, погоды. В средней климатической полосе лучшее время для этого 10—11часов утра, на юге — около 8 часов утра. Солнечные ванны ни в коем случае не должны проводиться в полуденное знойное время. Если очень жарко, то прием солнечных ванн лучше перенести на более ранние часы.
Конечно, дозировка солнечных ванн по минутам является весьма несовершенной, так как интенсивность всей солнечной радиации, а особенно ее наиболее эффективной ультрафиолетовой части, изменяющейся в зависимости от высоты стояния солнца над горизонтом и погоды (наличие облаков, прозрачность атмосферы), при этом не учитывается.
В настоящее время многие санатории, особенно расположенные на курортах, имеют актинометрические станции и дозируют время солнечных ванн по энергетическим единицам — калориям, что обеспечивает более точную дозировку. Применение солнечных ванн показано детям с отсталостью физического развития, организм которых нуждается в сильном стимулировании всех жизненных процессов; практически здоровым детям, живущим в неблагоприятных климатических или бытовых условиях; при заболеваниях кожи, которые зависят от пониженной сопротивляемости ее к инфекциям, как, например, при фурункулезе; при хроническом, вялотекущем туберкулезе лимфатических узлов, кожи, брюшины, при плеврите в стадии обратного развития, при хронических заболеваниях суставов и периоститах.
Очень осторожно следует подходить к назначению солнечных ванн детям с выраженным малокровием, истощенным, с затихающим туберкулезом легких даже при стойкой компенсации процесса, страдающим ревматизмом. Лучше назначать им воздушные ванны. Нельзя назначать солнечные ванны детям, имевшим приступы малярии, страдающим хроническими заболеваниями желудочно-кишечного тракта, диабетом, а также психоневротикам и вообще детям с повышенной возбудимостью нервной системы.
В санаториях с целью закаливания детей широко используются и различные водные процедуры. Наиболее широко применяются обтирания тела ребенка пресной или соленой водой. Сначала эти обтирания делаются тепловатой водой (35—34°), а затем постепенно, через каждые несколько дней температура воды снижается и доводится до 26—25°. Процедура обтирания должна продолжаться не более полутора минут. Обтирания проводят детям при подъеме после утреннего или дневного сна. Маленьких детей обтирает сестра или санитарка, старших надо научить делать это самим. Для обтираний никаких противопоказаний не имеется.
Так как между кожей ног и шеи и слизистыми оболочками носа и верхних дыхательных путей имеется рефлекторная связь, то как закаливающее мероприятие в санаториях проводится обмывание по пояс и ножные ванны (до щиколотки). Сначала для этого берется теплая вода (35—34°), через 2 недели температуру ее начинают постепенно снижать (до 26—25°, а летом до 16°), если к тому не имеется противопоказаний. После умывания и ножной ванны верхняя часть туловища и ноги насухо растираются мохнатым полотенцем. Такие охлаждающие водные процедуры противопоказаны детям с заболеванием почек, ревматизмом, малярией и туберкулезом в активной фазе.
Как успокаивающее нервную систему мероприятие вечером перед сном применяются теплые (35°) души (которые можно заменять обливанием из лейки с сеткой), или же теплые (35°) ванны, в которые затем подливают горячую воду, доводя их температуру до 37°. Продолжительность ванн от 5 до 10 минут; назначают их через день. Теплые души можно делать ежедневно. Прием таких теплых водных процедур перед сном делает сон крепким и спокойным. Теплые души и теплые ванны на ночь широко применяются в психоневрологических детских санаториях; их следует применять и в других санаториях детям с повышенной нервной возбудимостью.
Энергичным закаливающим действием обладают купания в реке или море. Купания разрешаются более крепким детям, но только после проведения не менее чем в течение 2 недель ряда подготовительных закаливающих процедур — воздушных ванн, обтираний, обливаний, а если санаторий расположен у моря, то теплых морских ванн с понижающейся температурой. Купания детям разрешаются при температуре воды не ниже 20—22°, а воздуха — не ниже 20° в тени при безветренной погоде. Первые купания продолжаются 2—3 минуты, а затем удлиняются до 5—10 минут. Их продолжительность определяется самочувствием ребенка. Перед купанием дети не должны утомляться, бегать. Купание только тогда приносит пользу, если ребенок после него не чувствует утомления, вялости. Если во время купания у ребенка появляется озноб, «гусиная кожа», посинение губ, то следует сократить время его пребывания в воде; если это не поможет, то следует совсем отменить купания. Как перед купанием, так и после него дети должны отдохнуть. Надо приучать детей сразу погружать в воду все тело, а по выходе из воды насухо вытираться.
Купания, особенно морские, оказывают очень хорошее влияние на детей с повышенной нервной возбудимостью, с отсталостью физического развития, с небольшим малокровием. При выраженных формах малокровия следует предпочесть теплые морские или хвойные ванны. Надо подчеркнуть, что в местных санаториях слишком мало применяют лечебные ванны (хвойные или соленые), а в некоторых санаториях совершенно забывают о таком полезном для здоровья мероприятии. Между тем приготовление этих ванн настолько просто и необременительно, что следовало бы пользоваться ими возможно шире.
Обязательным элементом в общем комплексе санаторного лечения является лечебная гимнастика. Задача лечебной гимнастики — путем использования специальных комплексов упражнений содействовать восстановлению нарушенных функций организма ребенка. Под влиянием этих упражнений в тканях организма происходят сложные изменения, в частности белкового обмена, причем можно думать, что образующиеся при этом продукты стимулируют указанный обмен, воздействуют на экстерорецепторы и таким образом тонизируют нервную систему, повышают окислительные процессы; производят сдвиг в гемодинамике, создающий благоприятные условия для сердечно-сосудистой системы; оказывают регулирующее влияние на тонус вегетативной нервной системы, что ведет к восстановлению нарушенных функций ряда органов и систем (Ю. Ф. Домбровская). Систематическое применение физических упражнений содействует нормализации реактивности организма ребенка.
Лечебная гимнастика проводится как в виде гигиенической гимнастики, так и в виде специальных гимнастических упражнений с целью оказания определенного лечебного воздействия на те или иные нарушенные функции организма больного ребенка. Гигиенической гимнастикой, за немногим исключением, занимаются все дети во всех санаториях. Она проводится дифференцированными комплексами в зависимости от возраста и состояния здоровья детей. Обычно применяются три комплекса упражнений соответственно трем режимам, принятым в санаториях. Дети третьего режима, т. е. находящиеся на постельном или полупостельном режиме, проводят занятия в сидячем или лежачем положении. Занятия гимнастикой очень благоприятно влияют на эмоционально-психический тонус этих детей, даже если по состоянию здоровья им может быть разрешена только дыхательная гимнастика, движения в мелких суставах кистей и стоп.
Лечебная гимнастика на всех занимающихся ею детей оказывает благоприятное влияние, бодрит их в тех случаях, когда гимнастические упражнения, их дозировка и метод проведения выбраны правильно. Если ребенок после занятий гимнастикой чувствует усталость, вялость, если у него исчезло желание заниматься гимнастикой, — это значит, что в проведении занятий допущены ошибки: либо комплекс упражнений представляет собой чрезмерную нагрузку для данного ребенка, либо их дозировка велика для него. Такие явления нередко имеют место, если в санатории занятия с детьми по лечебной гимнастике проводятся физкультурником, не имеющим опыта в работе с больными или ослабленными детьми, который подходит к ним так, как привык подходить к здоровым детям.
Даже при правильно составленном комплексе упражнений надо уметь его провести правильно, а для этого надо учитывать следующие общие положения (Д. Д. Лебедев). При любом комплексе периоды подготовительных и успокаивающих упражнений должны быть более продолжительными, чем при занятиях со здоровыми детьми; более длительны должны быть и паузы для отдыха; продолжительность всего занятия в целом также должна быть короче. Движения в комплексе должны усложняться крайне постепенно, тем не менее они должны быть разнообразными, потому что ослабленные дети очень быстро устают, если им приходится выполнять однообразные движения. По возможности следует вносить в занятия гимнастикой элементы игры; чем моложе дети, тем более желательно придавать этим занятиям облик игры.
Лечебная гимнастика является тренирующим фактором, оказывающим выраженное влияние на организм ослабленного ребенка и поэтому ее проведение должно находиться под внимательным врачебным контролем. В детских санаториях не предусматриваются врачи по лечебной физкультуре, так как эта работа с успехом проводится подготовленным методистом по лечебной физкультуре. Но все без исключения лечащие врачи детских санаториев должны иметь определенные знания в этой области, иначе столь необходимый врачебный контроль за проведением лечебной физкультуры в детских санаториях остается только на бумаге.
Там, где состояние здоровья это допускает, с детьми проводятся подвижные физкультурные игры, а также занятия по некоторым видам спорта: коньки, волейбол, баскетбол, лапта, городки. Характер игр и спортивных занятий, допустимых для детей данного отделения, участие в них каждого ребенка и их дозировка для него определяются лечащим врачом отделения и должны точно выполняться инструктором по физкультуре и педагогами. Никаких спортивных соревнований в санаториях проводить не следует, так как они являются не только физической нагрузкой, но и всегда ведут к большому нервному напряжению, крайне нежелательному для ослабленного ребенка.
О большой роли правильного режима дня и рационально построенного обогащенного витаминами питания в комплексе санаторного лечения будет сказано в следующих главах. Здесь остановимся на одном продукте питания, пользование которым является специальным методом лечения. Речь идет о виноградолечении. Содержание витаминов в винограде невелико, меньше, чем в других ягодах и фруктах. Физиологическое действие винограда на организм зависит от его химического состава. Большой процент воды (до 80) в винограде способствует более легкому выделению из организма продуктов обмена; в нем содержится до 30% сахара, причем это наиболее легко усвояемые виды сахара (глюкоза, фруктоза и сахароза), которые очень ценны для питания мышечной системы и особенно мышцы сердца; содержащиеся в нем органические кислоты содействуют нормализации кислотно-щелочного равновесия, калийные соли обладают слегка мочегонным и послабляющим действием, соли кальция и фосфора полезны для костной и нервной системы, железо в винограде содержится в легкоусвояемой форме, клетчатка улучшает перистальтику кишок, что устраняет запоры. Кроме того, виноград вызывает усиленное отделение слюны и слизи, и этим улучшает отхаркивание.
Из перечня разностороннего физиологического действия винограда ясны показания к его применению. Виноградолечение следует назначать детям с упадком питания, страдающим атоническими запорами, при болезнях обмена веществ (мочекислый диатез), функциональных заболеваниях нервной системы, малокровии, реконвалесцентам, детям с поражением мышц сердца, с хроническими бронхитами и бронхиальной астмой. Противопоказано виноградное лечение детям, страдающим ожирением, диабетом, заболеваниями желудочно-кишечного тракта.
Курс виноградолечения проводится в течение месяца, причем суточное количество винограда увеличивается постепенно от 300 г до 1 кг или меньше, в зависимости от того, как каждый больной переносит виноград. Его дают ребенку в три приема: половину порции утром натощак и по 1/4 порции на второй завтрак и в полдник. В этот период других фруктов, а также кефира давать не следует. В детских санаториях, расположенных в местностях, где произрастает виноград, его часто дают всем детям в виде сладкого блюда, но как лечебное средство он незаслуженно забыт. Между тем, как видно из сказанного выше, его с большим успехом можно использовать при лечении ряда заболеваний.
Медикаментозное лечение в условиях санатория не имеет довлеющего значения. Но во всех случаях, когда это необходимо, санаторий обязан применять соответствующие антибиотики и медикаменты. Говоря о лекарственной терапии, хочется остановиться на вопросе о таких ее методах, как инъекции у особенно внутривенные вливания, т. е. методах, сопряженных с причинением боли ребенку. В санатории мы стремимся уберечь нервную систему ребенка от всякой психической травмы. Болезненный укол, несомненно, является травмой. Это не значит, что в санатории не следует применять вливаний, трансфузий и т. п., но их надо применять лишь тогда, когда это безусловно необходимо, когда без этого не удается достигнуть желаемой эффективности. Таких случаев все же не очень много.
К сожалению, в некоторых санаториях существует мнение, что применение таких манипуляций говорит о более высоком качестве медицинской работы, о «клинической» ее постановке. Припоминается курьезный случай, когда директор общетерапевтического санатория «Марфино» Ивановской области заставлял своего врача делать детям «какие-нибудь» внутривенные вливания, чтобы санаторий (кстати с очень плохой постановкой работы) выглядел лечебным учреждением.
Если в санатории приходится прибегать к болезненному методу лечения, то ребенок должен быть к этому соответствующим образом подготовлен. В этом большую помощь врачу окажет педагог, воспитывая волю ребенка в желаемом направлении, внушая ему бодрое настроение, даже радость при мысли о том, что перенесенное лечение будет способствовать его выздоровлению. Ведь еще Н. И. Пирогов писал, что при бодром настроении раненые легче переносят операции и раны у них заживают быстрее.
Здесь хочется сделать одно практическое замечание. Обычно дети очень охотно принимают различные физиотерапевтические процедуры. Но изредка приходится сталкиваться с тем, что ребенок упорно, резко противится и отказывается принимать процедуру. Если его не удается переубедить, то не следует применять этот метод лечения насильно, лучше заменить его каким-либо другим методом.
В детских санаториях, расположенных на бальнеологических курортах, на фоне описанного выше комплекса общеоздоровительных мероприятий проводится специализированное лечение с использованием тех бальнеологических ресурсов (грязи, минеральные источники, лиманы), которыми располагает данный курорт. Когда открылись первые детские санатории на бальнеологических курортах, то методика применения бальнеологических факторов и их дозировка, применявшиеся в отношении взрослых больных, были механически перенесены на детей. Но в последующие годы врачами детских санаториев был накоплен большой личный опыт в этом деле, который позволил внести в бальнеотерапию детей ряд коррективов.
Основной принцип лечения детей бальнеологическими факторами состоит о том, что бальнеотерапия детей ни в коем случае не применяется форсированными темпами. Курс лечения проводится так, чтобы не подвергать ребенка большим нагрузкам (каждая бальнеологическая процедура является значительной нагрузкой на организм) и чтобы компенсировать их достаточным отдыхом, дающим возможность организму выравнивать биологические реакции. В прежние годы считалось, что так называемая климато-бальнеологическая реакция должна расцениваться как положительное явление и чем резче она выражена, тем лучше будет эффект лечения. Это совершенно неверно по отношению ко всем больным и в особенности к детям. Целью климато-бальнеолечения ребенка должно быть спокойное и постепенное нарастание защитных сил его организма, а не получение местной реакции в виде обострения. Чем слабее выражена эта реакция, тем лучше.
Ребенок приступает к приему процедур лишь тогда, когда он хорошо отдохнул и освоился с новыми для него климатическими и бытовыми условиями, приспособился к новой среде, другими словами, когда он перестроил свой стереотип. Такая перестройка у здоровых детей, особенно младшего возраста, требует большой затраты нервной энергии; тем более она трудна для ослабленных детей, которым свойственна плохая приспособляемость. Надо дать возможность такой перестройке произойти постепенно. С учетом этого в детских климато-бальнеологических санаториях на период акклиматизации предусматривается не менее 2 недель и только по их истечении приступают к бальнеотерапии. Для обеспечения должного отдыха между бальнеопроцедурами их никогда не следует назначать детям ежедневно. Как грязевые аппликации, так и минеральные ванны назначаются через день, а младшим детям и более ослабленным — через два дня на третий. Исключением являются цхалтубинские радоновые ванны, которые переносятся очень легко и потому назначаются обычно ежедневно. В день приема бальнеопроцедуры детям никогда не назначают физиотерапевтические процедуры, они должны чередоваться между собой.
Общий курс бальнеолечения в зависимости от возраста и состояния ребенка состоит из 8—14 бальнеопроцедур. Имеются наблюдения, говорящие о том, что биохимические реакции после этого числа бальнеопроцедур уже не дают заметных сдвигов. Поэтому дальнейшее продолжение бальнеотерапии в лучшем случае является для организма ребенка безразличным, а в худшем — угнетающим (С. И. Черкес). Это подтверждает и практический опыт: ребенок становится вялым, капризным, начинает плохо есть, плохо спать.
Грязелечение проводится путам наложения грязевых аппликаций или браслетов на 15—20 минут. Температура грязи 38—42°. В некоторых санаториях Украины теперь уже не применяют грязей с температурой выше 40°, так как опыт показал, что менее горячие грязи лучше переносятся детьми, а эффективность достигается та же. Как правило, дети хорошо переносят грязелечение. Если ребенок плохо переносит грязевую процедуру, то это чаще всего зависит не от самой процедуры, а от тех условий, в которых они отпускаются. В грязелечебницах воздух часто бывает тяжелым, с резко повышенной влажностью, что плохо влияет на детей. В некоторых санаториях прием грязевых процедур чередуют с приемом рапных или других лечебных ванн. Мы считаем, что это неправильно. Ребенку нужен день отдыха, а лечебная ванна — та же нагрузка, особенно рапная ванна, которая нередко переносится ребенком хуже, чем грязь.
Целесообразнее дать ребенку несколько лечебных ванн уже после окончания им курса грязелечения. В тех случаях, когда дети плохо переносят грязелечение, или при наличии соответствующих медицинских показаний (например, при неустойчивой компенсации кровообращения) вместо грязевых аппликаций применяется легче переносимая процедура — ионофорез через грязь.
На бальнеологических курортах, где лечебным фактором являются минеральные источники — углекислые, радоновые, сероводородные, их применяют в виде теплых лечебных ванн. Минеральные ванны оказывают на организм специфическое воздействие в зависимости от химического состава воды. Но общим для них является благоприятная перестройка обмена веществ в организме, происходящая в результате действия на центральную нервную систему через нервные приборы кожи. Влияние оказывает также и температура ванн. В педиатрической практике горячие лечебные ванны не применяются. Детям назначаются теплые ванны, обычно температуры 36—37°. Ванны более низких температур дети переносят плохо, кроме углекислых, температура которых в курсе лечения снижается до 35°, а иногда и до 34°. Длительность приема минеральных ванн от 5 до 12 минут, в зависимости от возраста и состояния здоровья детей. Лишь в отдельных случаях, например детям старшего возраста, страдающим ожирением, продолжительность ванны увеличивается до 15 минут. На курс лечения дается 6—12 ванн.
Питьевые минеральные источники используются для приема минеральной воды внутрь. Механизм их действия на организм ребенка такой же, как и у взрослых. Благоприятно влияя на обмен веществ, они улучшают самочувствие. Их специальное воздействие при тех или иных заболеваниях зависит от их химического состава, радиоактивности, температуры. Наибольшее применение в педиатрической практике питье минеральных вод находит при язвенной болезни, хронических заболеваниях печени, желчных путей, желудка и кишечника. Минеральная вода внутрь назначается детям по 3 раза в день, начиная с полустакана и до 3/4—1 стакана, в зависимости в основном от возраста ребенка. Зависимость времени приема минеральной воды от приемов пищи определяется характером заболевания.
При некоторых заболеваниях минеральной водой пользуются для промывания двенадцатиперстной кишки с целью усиления оттока желчи (при заболеваниях печени и желчного пузыря), а также для промывания желудка (при упорной тошноте и изжоге, зависящих от большого количества выделяемого кислого желудочного сока или при застоях пищи в желудке). Задачей санатория является по возможности полное и всестороннее оздоровление каждого ребенка. Следовательно, в санатории ребенка надо лечить не только от его основного заболевания, но и от вcex сопутствующих, ибо любое сопутствующее заболевание, любой патологический процесс в организме осложняют основную болезнь и тормозят выздоровление.
Очень многие дети поражены глистами. Хотя ребенок должен быть освобожден от глистов до его отправки на санаторное лечение, но сплошь и рядом поликлиники и диспансеры относятся к этому требованию недостаточно серьезно, и дети поступают в санатории без дегельминтизации. В этом случае ее обязательно надо провести в санатории. Неправильно поступают врачи санаториев, которые отмахиваются от этого мероприятия, заявляя, что выводить глистов — не их дело, или в лучшем случае выводят только аскариды.
Глисты не безобидны для здоровья ребенка. Они отнимают у него белки пищи, продукты, выделяемые глистами, ядовиты и влияют на кровь и на нервную систему ребенка, вызывая утомляемость, повышенную возбудимость, понижение работоспособности, диспептические явления и др. К выведению глистов надо приступать, как только получен анализ кала ребенка с указанием на содержание яиц глистов, т. е. на первой же неделе пребывания ребенка в санатории. Большое внимание должно уделяться санации носоглотки и миндалин, которые у очень многих детей не в порядке, а также санации полости рта.
Оздоровительные мероприятия не могут полностью достигнуть своей цели, если в организме ребенка находится какой-либо местный инфекционный очаг. Такой очаг иногда может казаться ничего не значащим, а на деле служит причиной тяжелого общего заболевания, не поддающегося общим лечебным методам. Только когда этот местный очаг, поддерживающий сенсибилизацию организма, будет ликвидирован, наступает выздоровление. Особенно большое внимание должно быть уделено лечению хронических тонзиллитов, учитывая их несомненную связь с развитием ревматизма. С этой целью санаториям следовало бы широко применять облучение миндалин светом ртутно-кварцевой лампы через тубус. В санаториях, расположенных на грязевых курортах, с успехом применяют для лечения тонзиллитов так называемые грязевые воротники по Щербаку.
У детей, страдающих психоневрозами, быстро и легко наступающая истощаемость коры головного мозга обычно сопровождается нарушениями вегетативно-соматических функций, двигательными расстройствами, логоневрозами. Логоневрозы, особенно заикание, чрезвычайно травмируют легко ранимую психику больного ребенка, отрицательно отражаются на его характере и успеваемости. Поэтому в санатории обязательно должно проводиться лечение логоневрозов. Оно проводится специалистами-логопедами, которые имеются в штате каждого психоневрологического санатория.
Во многих санаториях не принимают должных мер для избавления ребенка от ночного недержания мочи. В прежние годы санатории вообще избегали принимать детей, страдающих энурезом. В утвержденных Министерством здравоохранения показаниях к направлению детей в санатории отмечено, что энурез не должен рассматриваться как препятствие к направлению в санаторий. Для ребенка, страдающего энурезом, исключительно важно укрепление его общего состояния и лишать его санаторного лечения недопустимо. Теперь таких детей принимают во все санатории, но, за исключением психоневрологических санаториев, их не лечат или лечат плохо.
Между тем энурез является крайне тяжелым страданием, которое служит для ребенка постоянным источником тяжелых переживаний и резко отражается на его психике и поведении. Ребенок, поступивший в санаторий с недержанием мочи, должен быть сейчас же проконсультирован с урологом и невропатологом с тем, чтобы было выяснено, лежит ли в основе этого страдания органическая причина (врожденные дефекты мочевого пузыря, органические заболевания головного и спинного мозга) или же оно является следствием функциональных нервно-психических и сомато-вегетативных расстройств. В подавляющем большинстве случаев именно эти последние расстройства, вызванные тяжелыми переживаниями или перенесенными заболеваниями, являются причиной недержания мочи, и в санатории необходимо принять все меры для его устранения. Эти меры сводятся к общему укреплению организма, устранению тех моментов, которые препятствуют успешности лечения. При наличии повышенной кислотности мочи, избыточного содержания в ней солей, песка, микробов ребенку назначается преимущественно растительная пища, минеральные щелочные воды. Проводится изгнание глистов; особенно важно освободить ребенка от остриц, которые раздражают кожу промежности, в результате чего повышается рефлекторная возбудимость спинного мозга, а также устранить запоры. Большое значение имеет и санирование носоглотки, так как аденоиды затрудняют дыхание во время сна, в результате чего в крови увеличивается количество углекислоты, а это способствует сокращению гладких мышц мочевого пузыря.
Лечение недержания мочи проводится комплексно — методами психотерапии, физиотерапии и медикаментозной терапии. Мы сознательно поставили на первое место психотерапию. Ребенка прежде всего надо вывести из состояния напряженности, подавленности, завоевать его доверие. С коллективом детей должны проводиться беседы для того, чтобы не допускать насмешек над больными товарищами, вызвать к ним сочувствие и желание помочь. Ни в коем случае нельзя выделять «мочунов» в отдельные спальни, это наносит им большую психическую травму. Будить ребенка ночью категорически запрещается: такие нарушения сна очень повышают нервную возбудимость ребенка. Ребенку надо внушить, что он должен просыпаться самостоятельно, что он может этого добиться, если сильно этого захочет. Лучше всего внушать это ребенку перед сном. Из учения И. П. Павлова известно, что при переходе от бодрствования ко сну наступает момент, когда слабые раздражители выигрывают в своем значении и становятся наиболее доходчивыми. К таким слабым раздражителям относится и слово, сказанное тихим, уверенным голосом. В качестве вспомогательных мер следует запрещать питье жидкости позже чем за 3—4 часа до сна, обеспечить ребенка ночной посудой и прикроватным ковриком, чтобы сделать для него вставание ночью наименее неприятным. Ребенка надо ободрять, используя для этого каждый достигнутый успех, каждую проведенную ребенком «сухую» ночь.
Из методов физиотерапии применяется облучение ртутно-кварцевой лампой в гиперергических дозах или дарсонвализация пояснично-крестцовой области, диатермия мочевого пузыря. Учитывая тонизирующее действие на организм природных факторов, в отношении этих детей особенно широко используется аэро- и гелиотерапия, а также лечебная гимнастика, а если нет противопоказаний, то и спорт.
В работе с детьми в санатории должна широко применяться психотерапия в широком смысле этого слова. Ее цель — поднять психический и эмоциональный тонус больного ребенка, создать ему радостное, бодрое настроение, без чего не может успешно осуществляться его лечение. Элементом психотерапии в санатории является вся его обстановка, весь уклад жизни детского коллектива и внимательное, ласковое отношение персонала. Вспомним крылатое выражение, нередко употребляемое среди педиатров: «Улыбко-терапия». Оно таит в себе глубокий смысл: улыбка, ласка — это одно из тех «душевных лекарств, которые врачуют тело».
Сильным орудием психотерапии является слово. И. П. Павлов доказал, что нет в организме человека ни одного органа или системы, на деятельность которых нельзя было бы повлиять при определенных условиях словом. Слово воздействует не только на мышление, эмоцию, волю человека, но и на физиологические и биохимические процессы его организма. На ребенка в силу его большей податливости слово оказывает исключительно большое влияние и этим умело должны пользоваться все работники детского санатория.
Что касается специальных методов лечения, применяемых в детских санаториях различного медицинского профиля — антибиотиков, медикаментов, физиотерапии, ортопедии, хирургии, то они ничем не отличаются от методов, применяемых в других стационарных лечебных учреждениях при соответствующих заболеваниях. В заключение еще раз подчеркиваем, что в каждом детском санатории должны быть использованы все доступные в его условиях методы лечения как основного заболевания каждого ребенка, так и всех сопутствующих ему патологических явлений.
Многопрофильная клиника «Герцлия Медикал Центр», расположенная неподалеку от Тель-Авива на побережье Средиземного моря, по праву является одной из лучших больниц Израиля, принимающей на лечение пациентов со всего мира. Читать полностью >>
Онкологическая клиника «Бад Триссль» была одним из первых медучреждений Германии, занимающихся лечением онкобольных. Здесь пациентам оказывается максимально эффективная помощь. Читать полностью >>
Клиника «Пираварт» - одна из крупнейших клиник Австрии, чьей специализией является восстановление здоровья после заболеваний нервной системы и опорно-двигательного аппарата. В клинике используют уникальные методы. Читать полностью >>
Баден-Баден является одним из самых знаменитых бальнеологических курортов Германии. Уникальность этого курорта заключается в том целебном и омолаживающем
эффекте, которым характеризуются воды его источников. Читать полностью >>
Лечение на Мертвом море является уникальным видом терапии, который невозможно получить больше ни в одном уголке мира. Здесь излечивают нервные болезни,
импотенцию, бесплодие, заболевания суставов и др. Читать полностью >>
Курорт Карловы Вары один из наиболее известных курортов Чехии. Здесь уже многие годы отдыхают и проходят лечение люди, имеющие проблемы с желудочно-кишечным трактом, опорно-двигательным аппаратом и пр. Читать полностью >>
Санаторий «Мисхор» один из самых известных и крупнейших в Крыму. В нем могут отдыхать и принимать лечение до 2000 человек одновременно. Санаторий находится в 15 км от центра города Ялта, рядом с берегом моря. Читать полностью >>
Санаторий «Императорский» находится в центре чешского города-курорта Теплице. Здание здравницы - одно из самых красивых в городе. Пройти курс
лечения термальными водами сюда ежегодно приезжают тысячи гостей. Читать полностью >>
Оздоровительный комплекс «Рогнер Бад Блюмау» находится на юго-востоке Австрии. Комплекс предлагает комфортабельные условия проживания и располагает
серьезной лечебной базой. Это идеальное место для релаксации. Читать полностью >>