H. M. Дмитриева и В. А. Лебедева. «Детский санаторий»
Изд-во «Медгиз», М., 1958 г. Приведено с сокращениями
В общем комплексе санаторного лечения детей всех возрастов и с различными заболеваниями первенствующее значение имеет режим дня. Поэтому на рациональное построение режима и на точное его выполнение должно быть обращено самое серьезное взимание. Значение режима определяется тем, что правильное чередование различных видов деятельности и отдыха способствует образованию прочных временных связей — условных рефлексов «на время» для каждого из этих моментов. Тогда в организме ребенка создается сутажный уравновешенный ритм деятельности внутренних органов, что чрезвычайно облегчает работу высших отделов центральной нервной системы.
Режим в детском санатории должен быть возможно более индивидуализированным и динамичным, обеспечивая больному или ослабленному ребенку на разных этапах его пребывания в санатории сначала необходимый для состояния его нервной системы щадящий режим с дальнейшим постепенным переходом к стимулирующему режиму.
Режим детских санаториев различного возрастного и медицинского профиля имеет свои особенности. Но основные принципы, на которых строится санаторный режим, являются общими для всех детских санаториев. Он должен обеспечивать количественно и качественно полноценный сон, правильное распределение часов приемов пищи и пищевых нагрузок в течение дня, максимальное использование свежего воздуха, обеспечивать правильное чередование периодов деятельности и отдыха, а также такую дозировку учебных, трудовых и всех других нагрузок, которая соответствует возрасту и состоянию здоровья детей.
Достаточный сон, обеспечивающий отдых клеток коры головного мозга и восстанавливающий их работоспособность, играет большую роль в режиме для детей всех возрастов. Еще более важен сон для больного ребенка. Можно присоединиться к мнению проф. А. Т. Петряевой, которая указывает, что крепкий физиологический сон для больного ребенка иногда стоит больше, чем несколько тысяч единиц пенициллина. Поскольку в санатории находятся больные и ослабленные дети, то продолжительность сна для них должна быть несколько больше, чем для здоровых детей того же возраста, особенно в первый период их пребывания в санатории.
В условиях санатория рекомендуется следующая продолжительность сна: для детей раннего возраста —12 часов ночью и 3 часа днем; для дошкольного возраста —11 часов ночью и 2—2,5 часа днем; для младшего школьного возраста — 10 часов ночью и 2 часа днем; для старшего возраста — 9,5 часов ночью и 2—1,5 часа днем.
В указанные часы сна время, требуемое на подготовку ко сну и на подъем после сна, не входит. Некоторым, особенно ослабленным детям необходимо создать такие условия, при которых возможно было бы обеспечить им удлинение физиологического сна. Удлиненный сон благоприятно влияет на эмоциональный тонус ослабленного ребенка, а при ряде патологических состояний он является эффективным лечебным методом. Это не всегда достаточно учитывается в санаториях. Хотя час подъема является общим для всей группы детей, но все же его можно несколько индивидуализировать, для чего сестра должна измерять температуру не подряд всем детям, а начинать измерение ее у тех, которые уже проснулись. Детей, нуждающихся в продленном сне, следует помещать в отдельную спальню. После наступления некоторой нормализации состояния организма сон постепенно укорачивается.
Большое значение имеет не только число часов сна, но и тот отрезок времени, который отводится для сна. Утренний подъем следует начинать не ранее, чем в 7 часов утра, а зимой и на севере на полчаса позднее. Между тем в некоторых детских санаториях из-за отсутствия достаточного количества термометров детей начинают будить в 6 часов утра, чтобы успеть вовремя закончить измерение температуры. Дошкольников следует укладывать на ночной сон в 8 часов вечера, младших школьников — в 9 часов, старших школьников — в 10 часов вечера.
Значение имеет не только продолжительность сна, но и его качественная сторона; сон должен быть глубоким и непрерывным. Это обеспечивается хорошим проветриванием спален перед сном и достаточным притоком свежего воздуха в течение ночи, удобной постелью с хорошим матрацем, с достаточно большой и мягкой подушкой, с одеялом по сезону — таким, чтобы ребенку под ним было тепло, но не жарко. Хорошая постель для каждого ребенка — это то, что в первую очередь должно быть обеспечено при оборудовании или дооборудовании детского санатория. Постель ежедневно должна быть хорошо проветрена, поэтому нельзя разрешать застилку постелей немедленно после подъема — она должна не менее получаса оставаться в разобранном виде с одеялом, откинутым на спинку кровати пододеяльником вверх; в это время проводится проветривание спальни.
Для ослабленного и больного ребенка дневной сон имеет исключительно большое значение, предоставляя ему полноценный отдых между первой и второй половиной дня, заполненных активной деятельностью. Лишь в отдельных случаях врач отменяет дневной сон при наличии соответствующих медицинских показаний, например при наличии у ребенка ожирения.
В часы ночного и дневного сна детей в санатории соблюдается полная тишина. Запрещается уборка, громкий разговор персонала и т. п. В ночные часы детские спальни должны быть освещены слабым мягким светом, лучше всего синими лампочками. В северных широтах в летнее время, когда бывают «белые ночи», окна следует завешивать шторами, пока дети не уснут.
Режим питания очень важно строить так, чтобы промежутки между приемами пищи составляли 3,5 — 4 часа. Исследование условных рефлексов показало, что пищевая возбудимость и величина условных пищевых рефлексов закономерно нарастают к четвертому часу; запаздывание приема пищи может повести к уменьшению аппетита (Н. И. Красногорский). Наиболее целесообразным следует считать пятиразовое питание, что дает возможность соблюдать указанные промежутки времени между приемами пищи. Конечно, по медицинским показаниям лечащий врач может назначить ребенку индивидуальный режим питания (дробное питание и др.).
Время каждого приема пищи точно устанавливается в режиме дня и соблюдается со всей педантичностью, не допуская никаких отклонений, так как изменение времени приема пищи ведет к нарушению установившегося режима процессов секреции пищеварительных желез. Неправильный режим питания нарушает не только пищевые рефлексы и деятельность пищеварительных желез, но и процессы обмена. Неправильный режим питания играет существенную роль в патогенезе расстройства аппетита у детей.
Не позднее чем через час после утреннего пробуждения дети должны получать первый завтрак. Далее режим питания может строиться по двум вариантам. По первому варианту в 11 —12 часов дня дети получают второй завтрак (более легкий, чем первый), после которого следует дневной сон, затем обед, витаминный полдник и ужин. По второму варианту в 11 часов дети получают витаминный завтрак, затем ранний обед, после обеда сон, затем полдник и ужин.
Единого мнения среди ученых о том, какой из двух вариантов целесообразнее проводить в детских санаториях, не имеется. Такой крупный специалист в области питания, как проф. М. Э. Певзнер, категорически возражал против сна после обеда. Этого же мнения придерживаются проф. Н. И. Лекторский, проф. М. И. Олевский и др. Они основываются на том, что глубокий сон сопровождается уменьшением числа дыханий, замедлением кровообращения, снижением уровня артериального давления и газообмена, уменьшением секреции желудочного сока. Поэтому переваривание высококалорийной пищи, содержащей мясо и жиры (каковым является обед), во время сна затрудняется. К тому же еда перед сном снижает указанные выше функции организма и этим препятствует развитию глубокого сна и ухудшает получаемый ребенком во время сна отдых.
Нам также представляется непонятным, почему все врачи детских санаториев убеждены в том, что детей нельзя укладывать спать сразу после ужина, а только через 1,5 — 2 часа. В то же время многие из них считают правильным сон немедленно после обеда, хотя пищевая нагрузка обеда значительно выше, чем ужина.
В тех климатических условиях, где летом очень жарко, несомненно следует придерживаться первого варианта, что и делают уже давно в большинстве южных санаториев. Высокая температура воздуха снижает секрецию пищеварительных соков; опыт показывает, что в жаркие полуденные часы дети плохо едят, возбужденно ведут себя в столовой. Когда же жара начинает спадать, а дети хорошо отдохнули на тенистых верандах и под навесами, они обедают с большим аппетитом.
Опыт показывает также, что в условиях бальнеологических санаториев, где в утренние часы дети получают большую нагрузку в виде климато-бальнеологических процедур, им необходим полный отдых и лишь после этого они могут с аппетитом обедать. В основу санаторного режима положено максимальное пребывание детей на свежем воздухе. Это осуществляется путем вынесения на воздух возможно большего числа режимных моментов — сна, занятий, игр и пр.
Дневной сон на воздухе следует проводить в течение круглого года, за исключением дней с очень низкой температурой (для средней полосы примерно до 15—20° мороза). Температура воздуха, при которой зимой разрешается сон на воздухе, определяется рядом обстоятельств: возрастом ребенка, состоянием здоровья, его тренированностью по отношению к холоду.
Сон проводится на верандах; летом он может проводиться и в тени в саду. Можно рекомендовать пользование индивидуальными зонтами. Если веранда застекленная, то обязательно должны быть открыты все имеющиеся окна для того, чтобы детям был обеспечен свежий проточный воздух; в случае сильного ветра закрывается лишь окно с подветренной стороны. Нередко приходится сталкиваться с тем, что зимой дети спят на верандах с закрытыми окнами или с одним только открытым окном; это бессмысленно, так как при этом дети дышат холодным, но не чистым проточным воздухом. Детей дошкольного возраста целесообразно и вечером укладывать спать на верандах, а затем при первом высаживании переносить в спальни. Если же сон проводился в спальнях, то должны быть открыты все окна, а не фрамуги или форточки). В не очень холодные месяцы года желательно проводить на верандах и ночной сон.
Изучение сна детей методом актографии (Е. Н. Очкина) доказало, что на воздухе дети засыпают уже через 10—15 минут, тогда как в помещениях время засыпания растягивается до часа; сон глубже, без пробуждений среди ночи. Кроме того, сон на воздухе содействует нормализации кровообращения в мозгу. Все это обеспечивает детям полноценный отдых и создает предпосылки для продленного физиологического сна. Сон на воздухе дает возможность значительно удлинить в режиме дня время пользования свежим воздухом, что оказывает чрезвычайно благоприятное влияние на ребенка. Сопротивляемость его организма повышается, в результате чего значительно реже встречаются случаи простудных заболеваний среди детей, проводящих сон на воздухе (Р. С. Буяновская, Кисловодск), чем среди детей, спавших ночью в спальнях. Наблюдения Е. Н. Очкиной показали, что в группе детей с туберкулезной интоксикацией, спавших на верандах, были достигнуты лучшие результаты, чем у детей, спавших в комнатах: лучше нормализовалась температура и состав крови, повышался сниженный вначале основной обмен, положительные сдвиги в физическом развитии были яснее выражены.
Зимой дети спят на воздухе в ватных или меховых мешках с теплыми капюшонами на головах. Если погода очень холодная, то поверх мешка ребенка следует укрыть и одеялом. Эти вещи, так же как и матрацы, хранятся в отапливаемом помещении и надеваются на детей до их выхода или выноса на веранду. Можно рекомендовать особенно зябким детям класть в спальный мешок грелку. Это не только согревает ребенка, но и рефлекторно вызывает сонливость (Н. С. Киселева).
Не считая часов сна на воздухе, дети должны проводить вне помещения зимой не менее 3—4 часов в день, что осуществляется в 2—3 приема. Они должны быть одеты для прогулок достаточно тепло по сезону. Многие дети привыкли к тому, что дома их чрезмерно кутают. От этого их следует постепенно отучать. Должное внимание должно быть обращено на то, чтобы ноги у детей всегда были теплые и сухие, для чего каждая группа должна иметь сушилку для просушки обуви, валенок, носков.
Летом детей следует одевать так, чтобы их руки, ноги, шея, спина были возможно более обнажены и подвергались действию воздуха. Во все времена года медицинскому персоналу санатория следует уделять большое внимание хорошей аэрации всех помещений, в которых находятся дети. Режим проветривания должен быть регламентирован для каждого времени года и выполнение его входит в обязанности дежурных сестер и санитарок. Этот вопрос не должен выпадать из поля зрения дежурного врача.
На зиму в каждой комнате следует оставлять одно открывающееся окно (а не форточку) с тем, чтобы комната могла хорошо и быстро проветриваться — при быстром проветривании стены комнаты не успевают охладиться и поэтому быстро восстанавливается первоначальная температура воздуха. Температура воздуха в детских помещениях должна быть не ниже 18°.
В режиме дня санатория медицинские процедуры также занимают определенное место. Измерение температуры производится всем детям дважды в день в течение всего времени пребывания в санатории. Утреннее измерение производится в постели перед подъемом детей. Вечернее измерение — между 16 (но не ранее) и 17 часами во время проведения с детьми каких-либо тихих занятий (беседы, чтения). Закаливающие водные процедуры — обтирания, обливания, души — проводятся при утреннем или дневном подъеме детей после сна. Теплый лечебный душ проводится перед сном. Лечебные ванны, физиотерапевтические и другие процедуры школьникам в осенне-зимние месяцы проводятся преимущественно во второй половине дня, чтобы не срывать школьных занятий.
Для врачебных осмотров и различных процедур отдельного времени в режиме дня не предусматривается. Каждый ребенок, который должен быть осмотрен врачом или получить процедуру, вызывается сестрой так, чтобы не нарушать общий режим всей группы. Дежурный педагог обязательно должен с утра получить от медицинской сестры список детей, которые будут вызваны в этот день к врачу или на процедуры. Во время сна детей не отвлекают ни на какие другие мероприятия.
Для уроков отводятся утренние часы — с 9 часов утра. В теплые осенние и весенние дни желательно все уроки проводить на воздухе, а зимой проводить на воздухе хотя бы один устный урок. Для самостоятельной проработки школьных заданий выделяется время между полдником и ужином; для учащихся I—IV классов — по часу, для более старших — полтора часа. Время от ужина до сна предоставляется детям для свободных занятий, кружковой работы, чтения. В эти часы не следует проводить очень шумных игр, утомительных прогулок, показа кинокартин, так как они возбуждают детей и ведут к тому, что они долго не могут уснуть. В каникулярное время рода утром вместо школьных замятий дети заняты оздоровительными процедурами, кружковой работой на воздухе, работой в цветниках, на огороде, прогулками.
Режим дня детей дошкольного возраста строится по тому же принципу, что и для старших детей, но с заменой школьных занятий различными организованными занятиями с педагогами. В условиях санатория исключительно большое значение имеет правильная дозировка различных натрузок, которые возлагаются на детей, и их должное чередование с отдыхом. При определении этих нагрузок надо учитывать, что инфекционные болезни, расстройства питания, длительное переутомление ведут к понижению функциональной способности центральной нервной системы детей. Выносливость и репарационные возможности клеток центральной нервной системы у больных и ослабленных после болезни детей меньше, чем у здоровых детей. Поэтому те степени нагрузок, которые доступны здоровым детям, для них чрезвычайно велики. Учитывая это, время школьных занятий в санаториях сокращено по сравнению с массовой школой: 2 или 3 урока в день, каждый урок ото 35—40 минут.
Так как к перенапряжению нервной системы могут вести и развлечения, допускаемые в избыточном количестве, то эти мероприятия должны быть тщательно продуманы при составлении режима и индивидуализированы. В каждый санаторий поступают дети с различными заболеваниями и в различных стадиях этих заболеваний, поэтому внутри каждого санатория режим должен быть дифференцирован. Как правило, в детском санатории устанавливаются три режима. Первый режим в основном применяется для детей без выраженных функциональных отклонений со стороны внутренних органов, второй режим — для детей, имеющих выраженные функциональные отклонения, и третий режим — для детей, нуждающихся в постельном или полупостельном содержании.
Можно сказать, что третий режим — это сугубо щадящий режим, второй режим — это щадящий режим с переходом в стимулирующий и первый режим — это стимулирующий режим. При назначении щадящего режима учитываются не только функциональные отклонения со стороны внутренних органов, но и состояние центральной нервной системы — наличие быстрой ее истощаемости, что проявляется повышенной утомляемостью, головными болями, сонливостью или бессонницей, неврастеническими реакциями на привычные для здорового ребенка безразличные раздражители. Тот или иной режим, назначенный ребенку, не является стабильным во все время его пребывания в санатории. Режим изменяется в зависимости от динамики состояния ребенка, обеспечивая сначала необходимую степень щажения, а затем постепенный переход к стимулирующему режиму.
Во многих специализированных санаториях принято всем детям в течение 2—3 первых дней назначать постельный режим; особенно это практикуется в санаториях для детей, страдающих ревматизмом. Это мероприятие нам представляется целесообразным по двум причинам. Оно предохраняет от ошибки в режиме (чрезмерной нагрузки), которая может быть допущена, пока ребенок еще недостаточно обследован лечащим врачом. Кроме того, постельный режим устраняет тесный контакт между детьми и уменьшает возможность инфицирования в случае, если кто-либо из детей прибыл в инкубационном периоде острого инфекционного заболевания.
Обычно все вновь поступающие дети в течение первых 10—15 дней, т. е. в период акклиматизации (а также и всестороннего обследования), находятся на щадящем втором или третьем режиме. Это обусловливается следующими соображениями. Ребенок с нарушенным реактивным состоянием попадает в новую для него обстановку санатория. У него имеется определенный стереотип поведения, отношения к окружающей среде, к людям. В санатории все резко изменилось. Необходима срочная переделка нервных процессов, что требует большой затраты нервной энергии. Новая обстановка требует образования новых навыков, поэтому ребенка нельзя сразу включать в комплекс лечебно-воспитательных мероприятий. Сначала надо дать ему «войти» в обстановку санатория, т. е. выработать новый динамический стереотип. Если выработка его происходит постепенно, то она совершается с малой затратой сил и легко переносится ребенком.
Но щадящий режим не должен применяться дольше, чем это необходимо. По мере восстановления состояния здоровья и нормализации реактивности ребенка в его режим постепенно включают стимулирующие элементы. Врач должен внимательно следить за реакцией организма ребенка на изменение режима. Каждый стимулирующий фактор полезен только в том случае, когда он ведет к нормализации функциональных возможностей и сопровождается улучшением аппетита, сна и исчезновением невротических симптомов и жалоб. Если же он вызывает нежелательный эффект, т. е. усиление раздражительности, капризы, ухудшение функций больного организма, изменения лейкоцитарной формулы, то, очевидно, перевод был осуществлен преждевременно.
Если ребенок перенес в санатории обострение основного заболевания или какое-либо интеркуррентное заболевание, то его следует на время вновь перевести на более щадящий режим. На основе приведенных выше общих принципов построения санаторного режима с учетом климатогеографических условий той местности, в которой расположен санаторий, и его медицинского и возрастного профиля главный врач совместно с лечащими врачамм и заведующим педагогической частью разрабатывают распорядок дня для детей, находящихся на первом, втором или третьем режиме, показания для назначения детям того или иного режима в зависимости от состояния их здоровья.
Многопрофильная клиника «Герцлия Медикал Центр», расположенная неподалеку от Тель-Авива на побережье Средиземного моря, по праву является одной из лучших больниц Израиля, принимающей на лечение пациентов со всего мира. Читать полностью >>
Онкологическая клиника «Бад Триссль» была одним из первых медучреждений Германии, занимающихся лечением онкобольных. Здесь пациентам оказывается максимально эффективная помощь. Читать полностью >>
Клиника «Пираварт» - одна из крупнейших клиник Австрии, чьей специализией является восстановление здоровья после заболеваний нервной системы и опорно-двигательного аппарата. В клинике используют уникальные методы. Читать полностью >>
Баден-Баден является одним из самых знаменитых бальнеологических курортов Германии. Уникальность этого курорта заключается в том целебном и омолаживающем
эффекте, которым характеризуются воды его источников. Читать полностью >>
Лечение на Мертвом море является уникальным видом терапии, который невозможно получить больше ни в одном уголке мира. Здесь излечивают нервные болезни,
импотенцию, бесплодие, заболевания суставов и др. Читать полностью >>
Курорт Карловы Вары один из наиболее известных курортов Чехии. Здесь уже многие годы отдыхают и проходят лечение люди, имеющие проблемы с желудочно-кишечным трактом, опорно-двигательным аппаратом и пр. Читать полностью >>
Санаторий «Мисхор» один из самых известных и крупнейших в Крыму. В нем могут отдыхать и принимать лечение до 2000 человек одновременно. Санаторий находится в 15 км от центра города Ялта, рядом с берегом моря. Читать полностью >>
Санаторий «Императорский» находится в центре чешского города-курорта Теплице. Здание здравницы - одно из самых красивых в городе. Пройти курс
лечения термальными водами сюда ежегодно приезжают тысячи гостей. Читать полностью >>
Оздоровительный комплекс «Рогнер Бад Блюмау» находится на юго-востоке Австрии. Комплекс предлагает комфортабельные условия проживания и располагает
серьезной лечебной базой. Это идеальное место для релаксации. Читать полностью >>